Примерная схема общедидактического анализа современного урока М.М. Поташник
Любая структура анализа урока готовится под конкретные
задачи.
1. Оценка реализации основных принципов обучения. (С точки зрения соблюдения
оптимальной меры в их сочетании: научности с доступностью, наглядности с
абстрактностью и т.д.).
2. Оценка проектирования задач урока. (Педагогических, развития
образовательного процесса, саморазвития учителя).
3. Оценка конкретизации задач на основе выводов педагогического или
психолого-педагогического или медико-психолого-педагогического или
педологического консилиума.
4. Умение поставить задачи урока перед учащимися.
5. Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала: выделен ли объект
прочного усвоения (главное и существенное).
6. Выбор и применение учителем разных источников сообщения ученикам новых
знаний. Оценивается не то, что выбрано, а обоснованность этого выбора!
7. Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе
урока.
Оцениваются не сами методы, а обоснованность выбора методов!
8. Использование различных приемов учебной работы.
Оценивается их целесообразность!
9.!!! Воспитание интереса к предмету и в целом к процессу обучения.
10. Оценка культуры труда учителя и учеников.
11. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся
Формы контроля:
а) оценка содержания вопросов и заданий;
б) соответствие оценок уровню знаний учащихся.
Обоснование оценок, выставленных за урок!
12. Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация
объема и степени
сложности (только в пределах программы), но, прежде всего, степени помощи,
оказываемой учащимся.
13. Владение учащимися навыками рациональной организации учебного труда, т.е.
надпредметными способами деятельности.
14. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания. Обязательный учет
в расписании дня других предметов.
15. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на
различных его этапах.
16. Оценка взаимоотношения учителя и учащихся.
17. Оценка личностного отношения учителя к труду, к детям; оценка личностного
воспитательного влияния учителя на детей. (От внешенго вида до отношения к
труду.)
18. Использование возможностей учебного кабинета (высоко оценивать любое
применение НИТ).
19. Оценка гигиенических требований на уроке (освещенность,
температурный режим, воздушный режим, посадка учащихся).
20. Учет ранее высказанных замечаний и рекомендаций.
21. Выводы, рекомендации и предложения.