Функции компьютера в учебном процессе
     При классификации функций компьютера  в  педагогическом  процессе
основанием могут стать:
     - функции, связанные с учебной деятельностью;
     - функции, имеющие социальное значение.
 
        Функции, связанные с организацией учебной деятельности
     1. Познавательная:  предоставление обучающемуся возможностей  для
организации познавательной деятельности и решения следующих задач:
     - выполнение вычислений;
     - моделирование и имитация;
     - конструирование и проектирование;
     - решение задач исследовательского характера;
     - прогнозирование поведения объектов и развития ситуаций;
     - распознавание образов;
     - анализ пиктограмм (изображений с помощью условных  знаков)  для
добывания новых знаний;
     - исследование многомерных и динамических изображений;
     - исполнение ролей в познавательно-развивающих играх и т. д.
     2. Преобразовательная:  предоставление обучающемуся  средств  для
выполнения:
     - вычислений в отличной от исходной системе координат;
     - перевода на другой естественный или искусственный язык;
     - редукции исходной задачи с целью предварительного решения вспо-
могательной задачи;
     - переноса алгоритма и  соответствующей  структуры  умственных  и
операциональных действий из одной области знаний в другую;
     - выполнения преобразовательных операций в задачах игровой имита-
ции и т. д.
     3. Диагностическая:  выяснение исходного уровня подготовки и учет
индивидуальных и групповых особенностей учащихся.
     4. Коммуникативная:
     - организация диалога в системе "учащийся - компьютер";
     - организация взаимодействия учителя и ученика в ходе обучения  и
контроля;
     - обеспечение доступа к базам данных;
     - консультирование и помощь по запросу учащегося.
     5. Ценностно-ориентировочная: предоставление учащемуся возможнос-
ти оценивания:
     - множества характеристик и свойств предметов и явлений;
     - поведения объектов;
     - экономических показателей и т. д.
     6. Художественная функция проявляется при осуществлении следующих
видов интеллектуальной деятельности обучающегося:
     - разработка проектов устройств для бытовых целей;
     - изобразительное творчество,  художественное  конструирование  и
дизайн;
     - анализ произведений культурного наследия и т. д.
 
                 Функции, имеющие социальное значение
     1. Усилительная функция связана с увеличением:
     - скорости вычислений;
     - объема памяти при запоминании и хранении информации;
     - степени актуализации и готовности к действию,  работоспособнос-
ти;
     - вариативности (при исследовании явлений в различных условиях) и
т. д.
     2. Уравнительная:
     - повышение  интеллектуальных возможностей слабоуспевающих и "за-
торможенных" учащихся;
     - повышение  уверенности в своих силах и в связи с этим рост дос-
тоинства личности;
     - снижение уровня тревожности и психического дискомфорта;
     - рост социального статуса личности;
     - возможности  социальной реабилитации отстающих и "трудных" уча-
щихся и т. д.
     3. Гуманистическая:
     - дружественность по отношению к пользователю ("прощение" ошибок,
предоставление меню для выбора дальнейших действий, подсказки на дисп-
лее и т. д.);
     - возможность  тестирования обучающегося в целях профориентации и
психокоррекции;
     - индивидуализация обучения, возможности для развития и самообра-
зования и т. д.
     4. Реабилитирующая:  предоставление  возможности познавательной и
социально-значимой деятельности лицам с физическими недостатками:
     - дистанционное управление;
     - специальные программы для коррекции зрения;
     - автоматическое считывание текстов и их звуковое воспроизведение
и др.
     5. Управляющая:
     - поддержание определенного сценария и порядка предоставления ин-
формации (учебной или игровой);
     - поддержание иерархии в  структурах  (файловые  структуры,  базы
данных и т. д.);
     - предоставление учащемуся возможности выбора;
     - обеспечение  ответов  системы,  адекватных ситуации или запросу
пользователя;
     - предоставление обучающемуся помощи в различных интеллектуальных
системах  (ординарных,  автоматизированных,   обучающе-контролирующих,
экспертных, информационно-поисковых и др.);
     - воздействие на психо-эмоциональную сферу личности  обучающегося
путем интенсификации учебного процесса.
     6. Тренинговая:
     - развитие  умений  и навыков учащихся при решении познавательных
задач;
     - развитие пространственного воображения;
     - увеличение скорости реакции на быстро меняющиеся процессы и си-
туации;
     - принятие решений в условиях неопределенности или, наоборот, из-
быточности данных;
     - проведение деловых, организационно-деятельностных и интеллекту-
ально-технологических игр.
     7. Развлекательно-успокоительная:
     - игровые программы;
     - использование логических, графических возможностей компьютера в
организации  досуга (составление кроссвордов,  конструирование,  худо-
жественное творчество и т. д.);
     - общение по электронной почте;
     - просмотр на экране дисплея видеокопий концертов, конкурсов, со-
ревнований и т. д.
     8. Правовое воспитание учащихся:
     - знакомство с основами правовых знаний;
     - знакомство с правилами  охраны  интеллектуальной  собственности
(защита файлов от несанкционированного доступа и копирования);
     - запрет на  экспериментирование  с  компьютерными  вирусами,  на
вскрытие кодов чужих файлов и др.
     9. Экологическое воспитание учащихся:
     - соблюдение  санитарно-гигиенических норм при работе с компьюте-
ром;
     - поддержание  операциональной и инструментальной среды общения с
компьютером;
     - соблюдение  норм и правил поведения в лабораторных и терминаль-
ных классах, коллективной деятельности и общения;
     - бережное отношение к технике,  программному обеспечению, норма-
тивно-справочной документации и т. д.
     Функции компьютера не изолированы друг от друга,  а взаимосвязаны
и взаимообусловлены. Наиболее полно они реализуются:
     - при  комплексном применении современных технических средств,  в
том числе компьютерных систем;
     - при соответствующей квалификации учителя, его непрерывном само-
образовании и самосовершенствовании;
     - при  правильной организации учебного процесса с учетом достиже-
ний современной теории интеллектуальных систем.
 
 
Городинский И.В.,  Скибицкий Э.Г.  Функции компьютера в педагогическом
процессе с применением компьютерных обучающих систем // Информационные
технологии в образовании. - Новосибирск, 1995. - Вып. 12. - с.37-43.
Категория: Методический кабинет | Добавил: Dina (25 Августа 08)
Просмотров: 5769 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]