Образ ученика: взгляд из-за учительского стола
Оказывается, в сознании педагогов существуют вполне определенные, типичные образы, отражающие представления учителей о гипотетических, «абстрактных» детях. Эталонными ориентирами для этих образов служат такие понятия, как «обычный ребенок», «хороший ребенок», «плохой ребенок». И что интересно: чем больше типовых характеристик «на все случаи жизни» включают в себя представления педагогов, тем труднее учителя воспринимают конкретных учеников. В этом случае при описании интеллектуальных особенностей учеников учителя пользуются только самыми общими характеристиками: «способный – неспособный», «умный – глупый», «сообразительный – несообразительный», не выделяя различных сторон интеллектуальной активности, характеристики качеств ума, описывающих познавательную стратегию. На первый план в оценке ученика выходят не конкретные факты и их психологические причины, а собственные впечатления от черт характера и поведения ученик Особую роль в формировании образа ребенка играет впечатление, сложившееся о нем при первых встречах. Первоначальное представление формируется по механизму «ореола». То есть производится неосознаваемый фрагментарный оценочный анализ выражения лица, позы, жестикуляции, особенностей одежды, манеры поведения. Оценка происходит по трем параметрам: превосходства, привлекательности, отношения к нам Интересно, что фактор превосходства фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка или недооценка происходит по многим параметрам. В отношениях педагогов к детям влияние этого фактора бывает весьма мощным. В результате быстро формируются стереотипы, которые нередко проявляются даже в таких вещах, как переоценка заведомо слабых ответов «отличников» или «послушных» и недооценка неожиданно сильных ответов «двоечников» или «трудных». Внутренним оправданием для таких оценок служат обоснования по типу: «это он немного переутомился» или «это он наверняка списал». «Эффект ореола» срабатывает и при действии фактора привлекательности. Выявилось, что «привлекательным» детям, при прочих равных условиях, учителя приписывают более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников. Существенное влияние оказывает и то, насколько ребенок склонен соглашаться с суждениями педагогов. «Эффект ореола» в немалой степени влияет на развитие учащихся. По экспериментальным данным, в 39% из 448 опубликованных экспериментов ожидания учителей повлияли на успехи учащихся. Исследователи отмечают, что преподаватели чаще улыбаются и кивают «ученикам с более высоким потенциалом». Выбранной наугад десятисекундной видеозаписи учительского взгляда хватает для того, чтобы и дети, и взрослые зрители фрагмента точно определили, какой перед ними ученик, плохой или хороший, и нравится ли он преподавателю. По данным западных исследователей, учителя могут также больше заниматься со своими «одаренными» учениками: ставить перед ними более высокие цели, чаще вызывать их к доске и предоставлять им больше времени на ответ. PS Более подробно результаты исследования представлены в книге В.Ситникова «Образ ребенка (в сознании детей и взрослых)». Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201201422 | |
| |
Просмотров: 4647 | | |
Всего комментариев: 0 | |