Сознательность, или хотеть - не значит мочь!
Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но... не имею желания. Так выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями... Популярный тост Сегодня стало модно «желать»! «Желать» и идти на поводу этих желаний. «Хотеть» и «иметь» - эти понятия теперь выступают своеобразными жизненными критериями и ориентирами. Да и чему удивляться? Ведь на дворе мир открытого и совершенно безудержного потребительства. К области потребления отнесено теперь уже практически все без особого разбора и ограничения. Но эта статья не для потребителей. Очень хотелось, чтобы получился материал для живущих в сознании, мыслящих и здравых современников! Это не призыв к отказу от желаний, это разговор об осознанности и здравом смысле, разговор об индивидуальных возможностях каждого. И не случайно даже поговорки такие существуют: «БОЙТЕСЬ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ, ОНИ МОГУТ ИСПОЛНИТЬСЯ»! Или еще: «Не садись не в свои сани»! Ведь вопрос, говоря современным языком и понятиями, в том, во что обойдется вам исполнение вашего желания. Вы готовы трезво оценить свои возможности и соотнести их с потребностями и мечтами? ПРИШЛО ВРЕМЯ ЖИТЬ СОЗНАТЕЛЬНО. "Сознательность является наместником Бога в нас" (Г.И.Гурджиев) Жаль, что людей, готовых сегодня к сознательной жизни, не очень много. Сознательность и сознательная жизнь - что это? Приведем цитату из недавно опубликованной статьи: «…Сознательность – есть «способность, уменье отдавать себе отчет в окружающей действительности и в том, как надлежит действовать». Сознательность, иными словами – стремление принимать действительность целиком, а не в виде обрезков и хвостов. Сознательность – это уменье доводить рассуждения до конца и отвечать не просто на вопрос, «чего я хочу, делая это», - но и на вопрос, «что и как в действительности изменится после того, как я это сделаю»…» (Виктор Мараховский, журналист: http://www.odnako.org) Действительность надо принимать целиком. Важно это. Учиться этому приходится. Не в один миг переход к осознанному мировосприятию и осознанной жизни произойдет. Между тем нашим современникам сложно и страшно видеть современный мир целиком. А ведь целостное мировосприятие позволяет видеть и понимать причинно-следственные взаимосвязи. У многих же просто-напросто нет этого жизненно важного опыта. В то время как в новом времени и сегодняшних условиях это может стать одним из важнейших критериев, определяющих человеческую способность выжить и жить дальше. Думается, «психологией новой цивилизации» овладеют лишь те, кто успешно справится с этой непростой задачей. «Сложно перейти от несознательной деятельности к осознанности. Для начала можно начать сознательно действовать, наблюдать свои мысли и происходящее…» (ОШО) Осознанному восприятию учили с самого раннего детства, с самых первых «шагов» в познании и освоении этого мира. В человеческой культуре учению этому сказки помогали. На помощь людям сказки могут прийти и теперь, как неисчерпаемый кладезь опыта и человеческой мудрости. Во все времена сказочное, образное, метафорическое описание происходящего люди могли черпать из сказок. Именно сказки позволяли познавать мир и его законы во всем многообразии и полноте. Вот возьмем «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. В одной из работ по творчеству нашего классика об этом произведении сказано следующее: «Написано осенью 1833г., напечатано в 1835г. Эта сказка является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за ее стремление к богатству и власти. В русских сказках на этот сюжет старик и старуха живут в лесу, и желания старухи исполняет или чудесное дерево, или птичка, или святой и т.п. Пушкин воспользовался соответствующей немецкой сказкой, где действие происходит на берегу моря, старик - рыбак, а в роли исполнителя всех желаний выступает рыба камбала. Пушкин заменил этот малопоэтический образ (к тому же в немецкой сказке камбала оказывается заколдованным принцем!) - золотой рыбкой, народным символом богатства, обилия, удачи. Другое изменение, внесенное Пушкиным в сюжет, придает сказке совершенно новый идейный смысл. Во всех народных вариантах идея сказки - реакционная. Она отражает забитость, смиренность народа. В сказке осуждается стремление подняться выше своего убогого состояния. Старуха желает получить вместо землянки новый дом, затем стать из крестьянки барыней (а старик при этом становится барином), затем царицей (а старик - царем) и наконец самим богом. За это они оба наказываются: в одних вариантах они превращены в медведей (или в свиней), в других - возвращаются к прежней нищете. Смысл сказки в ее народных вариантах (у всех народов) - «всяк сверчок знай свой шесток». В пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается по «социальной лестнице», тем тяжелее становится гнет, испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и «за чупрун таскает» своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая служила ей и была у ней на посылках. Это придает сказке Пушкина глубокий прогрессивный смысл… (http://www.rvb.ru/pushkin/02comm/0799.htm) Но давайте смотреть на сказку Пушкина глубже, чем предписывает современная мораль. Ведь люди современной цивилизации, заблудившись и выдумывая искусственные правила, на самом деле забыли СУТЬ МОРАЛИ и НРАВСТВЕННЫХ ОБЫЧАЕВ. Изначально, при естественном образе жизни великих предков, мораль представляла собой не набор указаний о том, как это сегодня кажется, «что такое хорошо и что такое плохо». Это современное искажение (а может быть, даже обманка). Смысл нравственности у разумных предков была значительно глубже: так или иначе следовало поступать не потому, чтобы делать просто «хорошо» (на самом деле это всего лишь следствие нравственности). У предков это была, если сказать современными понятиями, своего рода система «техники безопасности» жизни. Например, о родителях надо заботиться и предков надо уважать не потому, что «так принято» или «так хорошо», а главным образом потому, что значение родителей и предков велико для благополучия детей и внуков (как закон природы, который действует даже тогда, когда люди о нем не знают)! То же самое касается знания своего положения (скажем даже так, своей ниши в природе) в естественной иерархии жизни: «хотелки» должны соответствовать возможностям (ведь за все надо платить). Сама же плата может взиматься в самых разнообразных формах! Это только современные люди, развращенные «благами» цивилизации и «халявой», могут себя тешить иллюзией о «бесплатном» (даже знания пойдут впрок только при эквивалентном обмене). Вот о таких вещах и рассказывает нам А.Пушкин: «…Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась: Царедворцев за мужем посылает, Отыскали старика, привели к ней». Очевидно, для знающих людей, что старуха тут вступила на скользкий путь, с которого в критический момент сорвется: она уже ушла из своей природной ниши, оторвалась от своей пары, занимает не свое место. А занимающий не свое место, естественно, не может быть удовлетворенным своим положением. Начинает грубо, так сказать, ерзать, или даже хотеть другое место, которое кажется лучше имеющегося: «Говорит старику старуха: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках». Старуха захотела, чтобы «механизм исполнения желаний» лежал у нее в кармане, чтобы в любое время вопреки всему осуществлялись любые ее прихоти! «Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперек слова молвить. Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют». А многие ли, желая или поступая не по знанию и своему истинному (а не, скажем так для понятности, «социальному») положению, видят и понимают, что сами же и «напрягают» вот так складывающуюся вокруг них ситуацию. И винить потом на самом деле никого и не надо, потому что каждый получает то, что он на самом деле строит (а не то, что ему кажется). «Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою; Чтобы жить ей в Окияне-море, Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках». Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море». Да, вот так часто и бывает. Рушатся не только все иллюзии, но отнимется и ранее полученное, но как бы не закрепленное эквивалентным обменом, как бы «не отработанное». Все же до сих пор знаем: «кому много дано, с того много и спросится»! И, в итоге, всякий искусственно раздутый пузырь лопается. Остается вместо прежних неоправданно больших нагромождений пустота: «Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился — Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». (А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке) Давайте не будем ставить сакраментального вопроса, а много ли человеку надо! Конечно, можно рассмотреть и крайний вариант, как в приводимой здесь притче: «Когда Помпеи были разрушены вулканическим извержением, в полночь весь город был в огне, рушились дома и бежали люди. Каждый что-то нес, город был очень богат. И люди несли все самое дорогое: кто-то нес свое золото, кто-то - алмазы, деньги; ученые несли свои рукописи, книги - они несли все, что можно было спасти. Но был лишь один человек, который не нес ничего, лишь свой посох. Все, кто нес вещи, были встревожены, озабочены, рушилась вся их жизнь. Только этот человек гулял среди толпы, как если бы он вышел на утреннюю прогулку. Это было его обычаем: в три часа он ходил на утреннюю прогулку, как раз было это время. Кто бы ни смотрел на него, говорили: - Почему ты ничего не спасаешь? Ты все потерял? Человек отвечал: - У меня ничего нет, а все, что у меня есть, я несу. - Тогда почему ты разгуливаешь, как будто вышел на утреннюю прогулку? Ведь творится такой кошмар, все гибнет! Человек засмеялся и сказал: - Все, что вы накопили - от этого мира, смерть это разрушает, огонь это сжигает. Я накопил только сознательность. Для вас это все, может быть, и трагедия, а для меня - это время утренней прогулки (Анекдоты и истории от ОШО)». Но суть этой притчи мы видим скорее не в крайнем отказе от всего (в меру и к месту можно воспользоваться многим из того, что предлагает ситуация), а в четком определении приоритетов и ценностей своей жизни: что для человека важнее всего! Со стороны дезориентированному существу могут навязывать что угодно, любые списки потребностей и вещей. Но человеку-то нужно основываться на своих возможностях и с учетом своего реального положения (к примеру, зачем обитателю маленькой комнаты в коммуналке хотеть завести домашнего слона). А то, что мы назвали тут «эквивалентным обменом», или хотением в соответствии с реальными своими возможностями, иначе можно себе представить и в виде ЕСТЕСТВЕННОГО РАВНОВЕСИЯ ВО ВСЕМ, который ни один человек не может нарушить без ущерба для себя. Немало внимания этому уделял Г.Гурджиев: «…Человечество не прогрессирует и не эволюционирует. То, что нам кажется прогрессом или эволюцией, - это лишь частичное видоизменение, которое немедленно уравновешивается соответствующим изменением в противоположном направлении... Говоря об эволюции, необходимо с самого начала понять, что никакая механическая эволюция невозможна. Эволюция человека - это эволюция сознания, а «сознание» не может эволюционировать бессознательно... Эволюция человека - это эволюция его способности «делать», а «делание» не может быть результатом вещей, которые «случаются»…» (http://old.kluev.ru/teachers/gurdzhiev.html) В общем, мораль нашей басни такова: ХОТЕТЬ - НЕ ЗНАЧИТ МОЧЬ! Хорошо тому, кто это понимает и чувствует! А для этого нужна СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, в самом глубоком смысле (от «СО+ЗНАНИЕ»)! (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.) Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", февраль 2012
| |
| |
Просмотров: 3786 | | |
Всего комментариев: 0 | |