Об этом можно узнать в «Энциклопедическом словаре русского детства», составленном Сергеем Борисовым
Когда
к нам в редакцию пришла посылка из города Шадринска, в которой лежали
два увесистых тома «Энциклопедического словаря русского детства», мы
все почувствовали себя одинаково: так, будто нашли клад. Точнее, он сам
нас нашел. «Энциклопедический словарь русского детства» – это тысяча
страниц, несколько тысяч словарных статей и аналогичное количество
печатных и рукописных источников. «Словарь призван охватить собою по
возможности все «единицы», «элементы», составлявшие в прошлом и
составляющие в настоящем социально-культурную среду русского детства»,
– говорится в предисловии.
Работать с энциклопедией детства повезло мне. Впервые в жизни я
прочитала словарь, как книгу: по порядку, страницу за страницей, оба
тома. Читать было радостно и трудно. Был праздник: внутренний,
тихий. Праздник узнавания старых друзей. «Здравствуйте, пикульки из
акации! – то и дело шептала я, растроганно улыбаясь. – Здравствуйте,
человечки из репья! Здравствуйте, обведенные карандашом ладони!
Здравствуй, веревочка с ключом на шее! Как я могла вас забыть?!»
Чтение растягивалось на дни и недели, обрастая плотным слоем
размышлений, вопросов, неожиданных догадок. Где-то к середине первого
тома я поняла, почему для описания детского миропонимания лучше всего
подходит именно формат словаря.
Бесстрастный алфавитный порядок позволяет не выстраивать иерархию, не
расставлять явления по возрастанию-убыванию значимости. В результате
все оказывается равнозначным и одинаково важным – как в детстве.
Отразилось в словаре и особое детское отношение к вещам – пристальное и
уважительное. Есть, например, отдельные статьи для ботиков, ботинок и
сапожек, да еще и разделенные по десятилетиям. Взрослый бы сделал одну
общую статью «Обувь» – ведь взрослое мышление имеет совсем другой
масштаб, в котором такие детали попросту незаметны.
В детстве вещи не утилитарны. Это не служебные части быта, а
полноправные участники бытия. Зачастую они ребенку даже ближе, чем
люди. Люди носятся где-то наверху, в своем мире и ритме, а вещи можно
притянуть к себе, втянуть в свою орбиту, рассмотреть, вникнуть.
Я, например, с поразительной отчетливостью помню свои детские игрушки,
чашки, тарелки, трещины на ступеньках в подъезде (вернувшись в родной
город через 12 лет отсутствия, я их узнала!), а люди в памяти почти не
отпечатались – все размыто, расплывчато.
Я уже упоминала о детской поэзии, собранной в словаре. Но хочется
сказать о ней отдельно. Читая все эти считалки, кричалки, дразнилки и
переделки хрестоматийных стихов, я в который раз поражалась
фантастичности детского мышления, на фоне которой даже такие чемпионы
бессмыслицы, как Хармс и Введенский, выглядят вполне благоразумными и
логичными авторами. «На Алтайских на горах / Жило много черепах. /
Среди этих черепах / Был один святой монах». Взрослый едва ли способен
перефантазировать ребенка.
Персонажи детской поэзии – это герои некой утраченной детской
мифологии, которые когда-то имели каждый свою историю и судьбу. А что,
если взять и попытаться придумать, кто такие, например, Сенька Полорот,
Иван Капитан, Старик и Ангел из игры «Краски»? Из этого могла бы
получиться забавная детская книжка. А еще интереснее было бы попросить
объяснений у самих детей. Только представьте, с каким восторгом
школьники писали бы сочинение на тему «Кто такой дед Пихто и почему он
в курином пальто?». Вместо унылого «Как я провел лето». Это были бы
совсем другие уроки литературы.
С помощью словаря можно перевернуть и преподавание истории. Здесь есть
статьи, посвященные жизни детей во время оккупации и блокады, бегству
детей на фронт и их участию в партизанской войне, детскому восприятию
массовых репрессий.
Можно заставить школьника выучить даты всех основных сражений и фамилии
великих полководцев, но все это забудется сразу после контрольной. Но
если он прочитает, как его ровесники в блокадном Ленинграде варили
кисель из земли, собранной на месте сгоревшего мучного склада, или за
котелок солдатской похлебки пели песни немцам в оккупированном
Харькове, – это останется с ним навсегда.
К тому же именно в детских воспоминаниях сохраняется больше всего
мелочей и деталей, ускользающих от взрослого сознания, которые и
создают неповторимую и неуловимую атмосферу времени.
Источник: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200900129 |