ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА

Парадоксальное, на первый взгляд, обращение к поэтическим образам на уроках технического труда позволяет достаточно эффективно решать следующие задачи:

- формирование устойчивого интереса к изучаемому предмету;

- воспитание уважительного отношения к различным профессиям;

- повышение активности учащихся на уроке.

При первых встречах с пятиклассниками тема “Все профессии нужны” иллюстрируется рядом стихотворений от простейшей ситуации – “не было гвоздя” (С. Маршак) до глубоко трагичных образов русских зодчих по поэмам Д. Кедрина. Ученики переживают за создателей сказочно красивого храма Василия Блаженного, ослепленных по велению царя после окончания строительства (поэма “Зодчие”), и учатся отстаивать свое мнение на примере Федора Коня, который, зная о неотвратимом наказании, принимает решение о разрушении практически завершенной башни для того, чтобы построить более красивую (поэма “Конь”).

Необходимость множества различных профессий подтверждается четверостишьем Н. Глазкова:
Сапожное полезно ремесло
Как сбор плодов и производство стали,
Но человечеству б не повезло,
Если бы все сапожниками стали!

А в другом четверостишье Н. Глазков поэтизирует труд:
Бездействовать - бездарно и нелепо,
Когда вокруг занятий миллион,
Я чувствую себя великолепно
Только тогда, когда я утомлен…

Завершая один из первых уроков, я даю пятиклассникам домашнее задание - найти пословицы о труде. Эта работа всегда выполняется с энтузиазмом. В каждом классе всегда находится несколько учеников, которые переписывают в тетрадь десятки пословиц, порою, новых для меня:
Не то забота, что много работы, а то забота, что нет работы.
К большому терпению придет и умение.
Ленивый сидя спит, лежа работает.

Все домашние работы зачитываются на следующем уроке – в результате каждый ученик узнает множество пословиц.

При изучении темы “Свойства древесины” ученики с большим интересом слушают фрагменты из “Песни о Гайавате” (Г. Лонгфелло), где в мельчайших подробностях описывается, как используется древесина различных древесных пород при изготовлении деталей лодки-пироги или лука.

В начале каждого полугодия в обязательном порядке изучаются правила техники безопасности в школьных мастерских. Ученики часто изнывают от скуки на этих уроках, не понимая, чем грозит невыполнение этих правил. Чтобы оживить эти уроки и способствовать лучшему запоминанию правил, я попытался изложить их в стихотворной форме. Вначале я сочинил несколько четверостиший, потом добавил еще – в результате появились “Правила техники безопасности” в стихах.
* * *
Если в мастерской бедлам,
Нет порядка, дисциплины –
Это для ЧП и травм
Очень веские причины.
* * *
Не подходи к станку без разрешенья.
Нельзя станок ни трогать, ни включать.
Учитель даст команду на включенье,
Тогда на кнопку можешь нажимать!
* * *
Не гляди в оконные проемы,
Не лови ворон, не бей баклуши –
Ты про безопасные приемы
Можешь что-то важное прослушать.
* * *
На уроке в мастерской нельзя шалить,
Очень быстро можно травму получить.
Пострадавшего отправят в травмопункт,
Загипсуют и в больницу отвезут.
* * *
Если между верстаками
Сломя голову бежать,
Можно на тиски наткнуться –
Себе ребра поломать.
* * *
Посторонние предметы
В мастерской держать нельзя,
Или ты об них споткнешься,
Или же - твои друзья.
* * *
Напильник – шпага? Это несерьезно!
Им фехтовать как Д’Артаньян нельзя.
Осколок острый отлетит в глаза,
Тогда смеяться “мушкетеру” будет поздно!
* * *
Станок сверлильный – не игрушка,
Из-под сверла струится стружка…
От стружки защищай глаза –
Работать без очков нельзя!
* * *
Стружку не хватай руками,
Берегись ее, она
С очень острыми краями
И, притом, - раскалена!
* * *
Пыль, опилки не сдувай –
Щетку-сметку применяй.
Помни – пыль сдувать нельзя,
Дунешь – попадет в глаза!
* * *
Если ножницы ты взял,
Чтобы отрезать металл –
Из брезента рукавица
Очень даже пригодится.
* * *
И ножовки, и стамески –
Очень острые “железки”
Как попало не хватай,
Осторожность соблюдай!
* * *
Если пальцем будем проверять
Качество поверхности детали,
То на всех зеленки и бинтов
Из аптечки хватит нам едва ли.
* * *
Поосторожней будь с доской,
Не гладь ее своей рукой –
Так глубоко войдет заноза,
Что не достанешь без наркоза.

Ученики с радостью восприняли такие правила и даже сами иногда сочиняют продолжение в стихах. Идет урок в 5”А” классе (2000-2001 уч. год), прослушав очередное правило:
Клин сначала расшатался,
После вовсе потерялся,
А в итоге – молоток

Улетел под потолок…

Валерий Кулачек поднимает руку и продолжает:
Отскочил от потолка
И попал в ученика,

а через пару минут Григорий Чередниченко добавляет:
Ученик тотчас упал,
Себе ребра поломал.

Несомненно, теперь учащиеся гораздо лучше знают эти правила. Количество случаев нарушения правил техники безопасности в школьной мастерской существенно сократилось.

Все перечисленные мною приёмы используются на уроках, проводимых в первом полугодии в пятых классах, но мне не раз приходилось убеждаться в том, что такие уроки запоминаются надолго. Даже выпускники, с которыми приходится встречаться, помнят некоторые четверостишья



Источник: http://www.naukapro.ru/ot2007/1_012.htm
Категория: Технология | Добавил: nadezhda (27 Декабря 08) | Автор: В. С. Батраченко
Просмотров: 5964 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]