Парадоксальное, на первый взгляд, обращение к поэтическим образам на уроках технического труда позволяет достаточно эффективно решать следующие задачи: - формирование устойчивого интереса к изучаемому предмету; - воспитание уважительного отношения к различным профессиям; - повышение активности учащихся на уроке. При первых встречах с пятиклассниками тема “Все профессии нужны” иллюстрируется рядом стихотворений от простейшей ситуации – “не было гвоздя” (С. Маршак) до глубоко трагичных образов русских зодчих по поэмам Д. Кедрина. Ученики переживают за создателей сказочно красивого храма Василия Блаженного, ослепленных по велению царя после окончания строительства (поэма “Зодчие”), и учатся отстаивать свое мнение на примере Федора Коня, который, зная о неотвратимом наказании, принимает решение о разрушении практически завершенной башни для того, чтобы построить более красивую (поэма “Конь”). Необходимость множества различных профессий подтверждается четверостишьем Н. Глазкова: А в другом четверостишье Н. Глазков поэтизирует труд: Завершая один из первых уроков, я даю пятиклассникам домашнее задание - найти пословицы о труде. Эта работа всегда выполняется с энтузиазмом. В каждом классе всегда находится несколько учеников, которые переписывают в тетрадь десятки пословиц, порою, новых для меня: Все домашние работы зачитываются на следующем уроке – в результате каждый ученик узнает множество пословиц. При изучении темы “Свойства древесины” ученики с большим интересом слушают фрагменты из “Песни о Гайавате” (Г. Лонгфелло), где в мельчайших подробностях описывается, как используется древесина различных древесных пород при изготовлении деталей лодки-пироги или лука. В начале каждого полугодия в обязательном порядке изучаются правила техники безопасности в школьных мастерских. Ученики часто изнывают от скуки на этих уроках, не понимая, чем грозит невыполнение этих правил. Чтобы оживить эти уроки и способствовать лучшему запоминанию правил, я попытался изложить их в стихотворной форме. Вначале я сочинил несколько четверостиший, потом добавил еще – в результате появились “Правила техники безопасности” в стихах. Ученики с радостью восприняли такие правила и даже сами иногда сочиняют продолжение в стихах. Идет урок в 5”А” классе (2000-2001 уч. год), прослушав очередное правило: Улетел под потолок… Валерий Кулачек поднимает руку и продолжает: а через пару минут Григорий Чередниченко добавляет: Несомненно, теперь учащиеся гораздо лучше знают эти правила. Количество случаев нарушения правил техники безопасности в школьной мастерской существенно сократилось. Все перечисленные мною приёмы используются на уроках, проводимых в первом полугодии в пятых классах, но мне не раз приходилось убеждаться в том, что такие уроки запоминаются надолго. Даже выпускники, с которыми приходится встречаться, помнят некоторые четверостишья Источник: http://www.naukapro.ru/ot2007/1_012.htm | |
| |
Просмотров: 5964 | |
Всего комментариев: 0 | |