В нашем университете с большим интересом был прочитан специальный выпуск газеты «География», посвященный Молдове и Приднестровью. Газета поступает в читальный зал библиотеки, поэтому с ней имели возможность ознакомиться достаточно много читателей. Об этом свидетельствует и формуляр к номеру еженедельника, в котором отмечены фамилии и группы студентов-экономистов, географов, историков, социологов, а также преподавателей. Материалы, представленные в номере, были весьма интересны для нас, особенно те, которые касаются восприятия Приднестровья и Молдовы жителями двух берегов Днестра. Привлекла нас и информация об уездах Молдовы, поскольку до настоящего времени ведутся разговоры о противоречивости и неустойчивости новой системы административно-территориального деления государства. К тому же демографические и экономические данные, содержащиеся в описании уездов, пригодились нам в практической работе. Они использованы для обновления содержания курса «Социально-экономическая география Молдовы и ПМР», который читается преподавателями нашей кафедры. Поэтому информация, подготовленная сотрудниками редакции, послужила нам большим подспорьем. Газету «География» выписывают многие школы городов и районов Приднестровья. Она знакома как ученикам, так и учителям. Ее материалы используются на курсах повышения квалификации учителей географии и истории в Приднестровском институте повышения квалификации педагогических кадров; участие в этих курсах принимают и наши преподаватели. Обучение географии в школах Приднестровья ведется на основе российских образовательных стандартов. Большая заслуга в этом доцента нашей кафедры, председателя Республиканского методического совета по географии М.П. Бурлы. Он является разработчиком «Концепции географического образования в общеобразовательных учебных заведениях Приднестровья» и действующей типовой программы по географии. Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы, на географию отводится 13 часов. В 6-м классе изучается начальный курс физической географии (68 ч), базовым является учебник Т.П. Герасимовой. В 7-м классе — физическая география материков и океанов (102 ч); базовый учебник В.А. Коринской, И.В. Душиной и В.А. Щенева, но используется и учебник О.В. Крыловой Несколько сложнее дело обстоит с экономико-географическими курсами. В 9-м классе у нас изучают общую социально-экономическую географию (68 ч), включающую в себя современную политическую карту мира, географию природопользования, географию населения, общие сведения об экономических системах, территориальную организацию мировой экономики с последовательной характеристикой отраслей и межотраслевых комплексов. Завершает этот раздел тема «Международные экономические отношения». В 10-м классе рассматривается региональная характеристика мира (102 ч) с последовательным изучением зарубежной Европы и Азии (без СНГ), Америки, Африки, Австралии и Океании; используются учебники по социально-экономической географии мира В.П. Максаковского, Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова, по социально-экономической географии России — А.И. Алексеева, В.Я. Рома и В.П. Дронова, а также учебное пособие «География Российского порубежья» В.Л. Бабурина и А.И. Даньшина. К сожалению, новых учебников в приднестровских школах очень мало (за исключением учебника С.Б. Лаврова и Ю.Н. Гладкого), поэтому планируется к новому 2001/2002 учебному году издать учебник для 9-го и 10-го классов М.П. Бурлы. Завершает этот курс изучение социально-экономической географии Республики Молдова и ПМР. В 11-м классе школьники изучают глобальную географию (34 ч), ориентируясь на программу и одноименный учебник Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова. С.А. СУХИНИН,
| |
| |
Просмотров: 4069 | |
Всего комментариев: 0 | |