Возрос интерес студентов именно к английскому языку в связи с тем, что появилась возможность посещения Америки, Великобритании и других стран, где английский является официальным языком. В результате таких поездок студенты имеют возможность не только посмотреть другие страны, приобщиться к их культуре, заработать (если это специальные студенческие программы по трудоустройству на летний период в США некоторые европейские страны), но и получить отличную языковую практику, пополнить свой словарный запас. Другой источник популяризации английского языка – это так называемая поп-культура. Увлечение популярной музыкой различных жанров и направлений (большая часть песен исполняется по-английски), американскими кинофильмами привело к тому, что большинство американизмов вошло в русский язык без каких-либо препятствий и употребляется большей частью населения не зависимо от пола, возраста, социального статуса. Например, производное от сокращения OK – океюшки или фраза из фильма “Терминатор” I’ll be back. Российские средства массовой информации, особенно телевидение, также способствует “англотизации” русского языка. Такие лексемы как саммит, брифинг, ток-шоу, дог-шоу благодаря СМИ получили широкое распространение. Таким образом, молодое поколение, в том числе, и студенческая молодежь, не могут не использовать английские слова в своей речи, поскольку некоторые из этих слов уже давно проникли в русский язык. С одной стороны появление новых слов расширяет словарный запас носителей русского языка, а с другой утрачивается его самобытность и неповторимая красота. Прислушиваясь к речи своих студентов, мы выделили в ней более 1000 английских слов, которые они произносят на русский манер и не всегда могут выразить то же самое словами родного языка. Заимствования из английского языка охватывают все сферы студенческой жизни. Сфера учебы представлена следующими лексемами:
Теперь рассмотрим сленгизмы, относящиеся к сфере досуга. Их также можно разделить на следующие категории:
Среди лексем сферы досуга множество единиц перешло из других жаргонов, то есть произошло вторичное заимствование. Следующие лексемы были заимствованы студентами из жаргона компьютерщиков и программистов: киборда, борда или борд (от keyboard) - клавиатура (У меня клавиши на киборде западать стали); маус, маусе, или маузе (от mouse) – компьютерная мышь (У тебя такой навороченный маус); винда, виндовоз, виндовский, виндозе, виндоузе, виндуза, виндузы и т.п. – компьютерная операционная система Microsoft Windows и все, что имеет к ней отношение (Я работаю сейчас в виндоузе XP); виндец (от Window + трендец) – аварийное закрытие компьютерной программы Microsoft Windows (Ну вот, доигрался в игрушки, теперь полный виндец); мессаж, месяга (от massage) – сообщение по электронной почте (Я послал тебе месагу, в ней все написано); мазерборд или мазерборда (от motherboard) – материнская плата компьютера (Мазерборда опять полетела) и т.д. Ряд лексических единиц перешел в студенческий сленг из жаргона музыкантов и различных неформальных групп. Например, байкер, байкерша (от bike) – мотоциклист и его подруга (Тут подкатил байкер со своей байкершей); из жаргона музыкантов заимствованы названия музыкальных стилей и направлений, такие как рок, поп, джаз, блюз, реп, а также некоторые специальные термины: драмер, драмсист (от drummer) – ударник, музыкант, играющий на ударных инструментах (У меня есть знакомый драмер); драмсы (от drums) – ударные музыкальные инструменты (Он классно по драмсам стучит); ньювейвовец, нью-вейвщик (от New-Wave) – музыкант, работающий в стиле “Нью вейв” (новая волна) или поклонник музыки в стиле “Нью вейв” (Я этого нью-вейвщика просто не понимаю) и т.д. Многие лексемы сферы досуга совпадают или перешли в студенческий сленг из молодежного жаргона. Приведем несколько примеров: клаббер (от club) - завсегдатай ночных клубов (Ты меня с кем-то спутал: Я вовсе не клаббер); дэнсер или дансер (от dance) – любитель танцевать (Из меня такой дэнсер, как из “запорожца” “мерс”); шоппер (от shop) – любитель ходить по магазинам (Ленка – заядлый шоппер). Лексические единицы, заимствованные из английского языка и совпадающие с молодежным жаргоном, можно разделить на несколько категорий:
Следующие лексические единицы относятся к сфере быта. Практически все наименования одежды и аксессуаров, зафиксированных нами среди заимствований в русском студенческом сленге, взяты из классического английского. Ниже приведем наиболее интересные примеры. Из названий одежды отметим следующие лексемы: дрес (от dress) – платье (Твой новый дрес – полный отпад); тразера, трузера (от trousers) – брюки (А твои новые тразера в полоску тебе очень идут); тишортка (от Т - short) – футболка (В “Высшей Лиге” такие тишортки симпатичные продают); боты, ботиться, бутиться (от boot) - обувь, туфли, обуваться (Столько ботов, а бутиться не во что); хатик, хэтик (от hat) – шляпа, головной убор (Я такие хатики принципиально не ношу); бра-бра (от bra) – бюстгальтер (Где бра-бра кружевные купила?). Среди аксессуаров выделим следующие: пины (от pin)– украшения в виде булавки (А вся кофточка в больших и маленьких пинах); ринги (от ear-rings) – серьги в форме колец (Ее уши до земли оттянулись. – Еще бы. Такие ринги пудовые носить); бэга или кейсик (от bag, case) – сумочка (Вчера кейсик себе купила нехилый за сто баксов) и другие. В студенческом сленге мы также обнаружили английские заимствования, обозначающие части тела с ног до головы. Приведем несколько примеров: фейс (от face) - лицо (В этом деле главное - фейсом в грязь не упасть); липы (lips) – губы (Наша Яра опять черным липы намазала); хэд (от head) – голова (У него хэд такой большой, а ума нет); тифы (от teeth) – зубы (Я боюсь тифы лечить); ханды или хэнди (от hands ) – руки (Мойте хэнды перед едой); леги, футы (от legs, foot) – ноги (У нее леги из ушей торчат); фингеры (от finges) – пальцы (Она протянула свои тонкие фингеры к сигаретам); нейлы (от nails) – ногти (Сегодня всю ночь себе нейлы рисовала) и т.п. Из слов сферы быта можно выделить наименования бытовой техники: тивик (от TVset) – телевизор (Не могу я жить без тивика); фридж, фриджик (от fridge) – холодильник (Ваш фридж пуст до отказа); ком, компик (от computer) – компьютер (Опять мой комп завис); дивидишник (от DVD-player) – DVD плейер (Дай что-нибудь посмотреть по дивидишнику); сидишник, сидяга (от CD player) – СД плейер (Я на паре сидягу слушал) и другие. Стоит особенно отметить существительные, обозначающие деньги: мани, манечки, маники (от money) – А манечек до стипухи немного осталось, кто б бабулек дал взаймы?; кэш, кэшка (от cash) – наличка, наличные деньги (Оплата кэшкой или по карточке?). У данных лексем более 2 синонимов из русских слов: бабки, бабульки, тугрики, зелень, деревянные, нал и т.д. Назовем еще несколько английских заимствований, относящихся к сфере студенческого быта: спун, спунчик (от spoon) – ложка (А где моя большая спун?); тейбл (от table) – стол (Что вы гостям не рады? А почему тогда тейбл не накрыт?); софик (от sofa) – диван (Люблю на софике лежать и читать что-нибудь); лукалка (от look - смотреть) – зеркало (Я в луколке узрела отвратительную рожу); ринг, рингушник (от ring) – телефон (второе слово может обозначать телефонную книгу) – Дай рингушник позвонить. Теперь обратимся к лексике сферы оценки. К вокативам относятся слова, отражающие отношения студентов к людям разного возраста и социального статуса. Так, детей и всех, кто младше их по возрасту студенты называют бэби, бэйби, бэбики (от baby) – Что-то эти бейбики расплодились, под ногами путаются – прохода от них нет. Отметим, что нами было зафиксировано несколько случаев использования лексемы бэйби и производного от него слова бейбенок в значении “девушка”. Моя бейбенок очень классная во всем. Другое обозначение детей – чайлд, чайлды или чилдрены (сохранена нестандартная форма образования от слова child-children): Сначала выучусь, а потом уже замуж и чайлдов (чилдренов) заводить. Среди обращений студентов друг к другу наиболее распространенными являются френд или френды (от friend), феллы или феллушники (от fellow): ну что, мой френд, пошли домой? Феллушники и феллушницы, сообщаю вам приприятнейшее известие: бухучета не будет! Вокативы-названия членов семьи полностью представлены заимствованиями из английского языка. Так, родители именуются паренты, парентсы (от parents), олды (от old), фазер-мазер (от father, mother): Нужно сессию на отлично сдать – парентсы тачку купить обещали;Не поеду к тебе в гости. Твои фазер-мазер опять с расспросами про моих олдов приставать будут; мать – мазер, мавер, мовер (от mother): Ее мазер – мировая тетка, все понимает без слов; отец – фавер, фазер (от father): Моего фазера лучше не трогать, а то весь вечер про политику грузить будет; грандпаранты (от grandparents) – бабушка с дедушкой: Знаешь, как я своих грандпарантов люблю. Они мне все позволяют; дядя – анкл, юнкл; тетя – анти (от auntie): У меня племянник родился. – Ну теперь ты анти Наташа; брат - бразер, брадер (от brother) - Ненавижу своего бразера – лезет куда не просят; сестра – систер, систа (от sister): Моя сестра на меня родокам стучит. – Мразь. Названия представителей старшего поколения – это, в основном, производные от английского слова old – олды – общее название “старики” (В этом дворе незамеченным не пройдешь. Там вечно олды в домино играют и все подмечают); олда, олдица, олдуха, олдушка, олдушница – старуха (Смотри, какая олдушка пошла); олдец, олдушник – старик (Говорят, этот олдец в молодости таким бабником был). Интересен тот факт, что, лексическая единица дэды (от dead “мертвый”) употребляется также в значении “старики” благодаря ее созвучию с русским словом “деды” (ударение на второй слог): Мои дэды всегда из деревни варенье присылают. Что касается взаимоотношений студентов с различными социальными группами, то их можно легко проследить, анализируя заимствования из английского языка. Ниже приведем несколько примеров. Лица кавказской национальности именуются блеками, блешками или блекадзе (от black): В Торговом универе одни блекадзе учатся; лица без постоянного места жительства (бомжи) – безхомные или бесхоумные (русский префикс без- + home): Идем мы вчера вечером, а из люка такой безхомный страхопед вылазит; представителей среднего класса – миддликами (от middle) – Я себя к миддликам не отношу; культурных, образованных людей – культуралы, культуральные или кальчуральные (от culture) – Его паренты такие культуралы. У каждого по два высших образования; богатых людей – ричами (от rich) - Этим ричам, видно, бабки некуда девать. Следующая группа вокативов посвящена отношению студентов с лицами противоположного пола. При рассмотрении вокативов данной группы мы считаем необходимым указывать объединяющий их семантический элемент или интегральную сему. Слова с интегральной семой “красивая, симпатичная девушка” - производные от girl: герленок, герленыш, герлица (Какой она миленький герленыш. Целый день готов на нее любоваться); производные от sweet: свитик, свитусик, свитусечка (Смотри, этот сивтусик с первого курса. Фрешечка); производные от pussy: пусечка, пуссичка (Она такая пусечка). Слова с интегральной семой “некрасивая девушка, страшилка, уродина”: производные от girl: герла, герлица (Ну, какая герла. Страшная, как вся моя жизнь); производные от ugly: аглица, аглушка, аглишная (А это наша аглица. На нее без слез смотреть нельзя); мизерашка (от miserable) – Наша Маша мизерашка – замарашка; страшнофейсовая (образовано путем слияния русского слова “страшный” с английским face) – Фигура у нее ничего, но она такая страшнофейсовая. Интегральная сема “симпатичный молодой человек” производные от boy: супербой, бьютибой (Он такой бьютибой, что в мою сторону даже не посмотрит); производные от sweet: свитик, свитный, свитбой (С его свитной внешностью нужно актером быть, а не бухгалтером). Отметим, что производные от слова sweet свитик, свитусик и т.п. созвучны с русскими словами, производными от женского имени Светлана. К данному слову они не имеют никакого отношения, поскольку все респонденты указали на английский источник их происхождения. Интегральная сема “некрасивый, несимпатичный молодой человек”: производные от ugly: аглушник, аглифейсовый (Она встречается с таким аглушником. Мне бы с ним даже в темноте было бы стремно ходить); производные от boy: уёбой, отбой (отстойный + boy) – Интересно, почему на наш факультет таких уёбоев принимают? Теперь рассмотрим оценочные наречия и прилагательные, заимствованные из английского языка. Среди лексем с положительной оценкой можно отметить такие как грейт (от great) – Все получилось просто грейт; файново, найсово (от fine, nice) – У тебя юбка файновая. – Ты тоже найсово одета; вандерфулли (от wonderfully) – Вечеринка просто вандерфулли. Давно я так не танцевала. К лексемам с отрицательной оценкой относятся следующие слова: кроватно и бэдово, образованные от одного слова bad (Все кроватно и бэдово в моей жизни без тебя!). Заимствования из английского языка могут помочь углубленному изучению не только английского, но и русского языка. Не секрет, что многим студентам иногда легче выразить свои мысли и чувства с помощью слов иностранного языка, они затрудняются в выборе подходящих для этого русских слов. Поэтому мы предлагаем проводить интегрированные уроки русского и английского языка, на которых анализируются английские заимствования. В начале занятия мы задаем студентам следующие вопросы:
На первый вопрос обычно все отвечают “Да”, значения слов в языке-оригинале известны студентам не всегда, а среди причин использования английских слов в речи указываются:
Затем студентам даются несколько заимствованных английских слов, зафиксированных в словарях со специальной пометой, указывающей на их принадлежность к современному русскому студенческому сленгу. Все слова относятся к различным сферам студенческой жизни. Слова выписаны на карточку в произвольном порядке, демонстрируется не только их написание, но и произношение, их русифицированная версия. Все студенты получают следующие задания:
В результате такой работы ребята повторяют произношение и написание английских слов, узнают новые слова, тренируются в их употреблении и ищут соответствующие им слова в русском языке, определяют их тематическую отнесенность. Данные уроки являются очень интересными и познавательными для учащихся, а от преподавателя требуется знание современных веяний в моде, музыке, осведомленность об интересах и увлечениях своих студентов, а также знание их специфичного языка – сленга, который ежедневно пополняется новыми словами и выражениями. Источник: http://festival.1september.ru/articles/414087/ | |
| |
Просмотров: 5238 | |
Всего комментариев: 0 | |