Педагогика сотрудничества в коррекционной школе VIII вида
Гольдина Галина Александровна учитель высшей категории Шаховской коррекционной школы VIII вида Педагогика сотрудничества в коррекционной школе VIII видаВ основе учебно-воспитательного процесса школы применяются разные технологии, образуя единство разных подходов и методов педагогики сотрудничества. Идеи педагогики сотрудничества вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации", в которой сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений в рамках коллектива нашей школы принцип сотрудничества распространяется на все виды взаимоотношений учителей и учеников, а также родителей, общественных и трудовых организаций. Процесс обучения детей с отклонениями в умственном развитии дает хороший результат только в обстановке наибольшего общего взаимопонимания с учетом их психофизического развитие. Я преподаю в школе русский язык, чтение и основы православной культуры; стараюсь организовать процесс обучения своим предметам как единый курс для каждого возрастного уровня с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Ученикам с отклонениями в умственном развитии необходима систематическая работа по формированию не только общих учебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания, мышления. Без сотрудничества и согласованности действий всех педагогов школы невозможно успешного решения основных задач коррекционного обучения. Единство учителей может проявляться в ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. В нашей школе я возглавляю методическое объединение учителей гуманитарных предметов. Главная задача нашего объединения состоит не только в постоянном обмене опытом учителей-предметников и согласовании тематического планирования, а определении единых требований и подходов формирования навыков устного ответа учащихся, написания письменных работ. Специализация нашей школы требует особого «проживания» учебного материала, а такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей. Успех взаимодействия во многом зависит и от сложившегося климата в коллективе. В этой связи не приемлемо противопоставление учителей друг другу: чтобы одних учителей ставили в пример другим, чтобы кого-то хвалили, например, за применение нового, а другого осуждали за то, например, что он учит по-своему. Совместная деятельность и тесное общение, дружелюбие и ответственность, взаимная требовательность и чувство долга создают благоприятную морально-психологическую атмосферу в нашем педагогическом коллективе. Поэтому неслучайно А. С. Макаренко придавал большое значение мажорному тону взаимоотношений в коллективе. Только в обстановке сотрудничества всех педагогов школы возможен высокий уровень преподавания и профессиональный рост учителей. Главным аспектом в системе отношений сотрудничества являются отношения «учитель-ученик». Педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Педагоги специального коррекционного учебного заведения должны понять индивидуальность своих учеников, помочь им в интеллектуальном и нравственном развитии. Теория сотрудничества выдающихся педагогов- гуманистов В.Ф. Шаталова, Р.Штейнера, С.Н.Лысенковой, П.М.Эрдниева, В.А. Сухомлинского, Л.В. Занкова, И.П.Волкова, Л.С.Выготского, Ш.А.Амонашвили стала для нас простой необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы учения - те стимулы, которые лежат в самом учении. Трудно рассчитывать на проявление тяги к учению или проявление интереса к предмету учащихся коррекционной школы. Но мы должны найти способы вовлечения их в процесс обучения и совместный труд учителя и ученика, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Иначе детей с психофизическими отклонениями здоровья не выучишь. Исключение методов принуждения к учению у детей с отставанием в развитии зрительной, слуховой и моторной памяти гуманно и объективно. «...Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, - писал В. А. Сухомлинский, - надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Поощрение успехов и интереса учеников способствует развитию их уверенности в свои способности и стимулирует стремление к новым знаниям. Подготовка нового урока для меня предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность проявить собственные возможности и самостоятельность, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех. В процессе подготовки и проведения таких уроков актуально использование возможностей личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию. В этом мне помогают материалы психолого-педагогической диагностики учащихся. Вместе с психологической службой школы, рассматривая особенности интересов, способностей, мыслительных процессов воспитанников коррекционной школы, пришла к выводу, что успешное обучение опирается на возрастные особенности и индивидуальные характеристики личности. Планирование урока должно учитывать серьезное отставание учеников, психологический возраст которых не соответствует их биологическому возрасту. И в этом заключается главная проблема: нельзя для всех детей, находящихся в классе, одинаково давать материал. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность не всегда соответствует конкретным условиям обучения. В связи с этим возрастает роль выявления нереализованных возможностей учеников. Учет особенностей развития каждого ученика дает мне возможность нашей развивать его способности к самостоятельной работе и собственной активности в ходе учебного процесса. Я выстраиваю урок так, чтобы по возможности ученики были соавторами: выступали в качестве собеседников, умели дополнить по материалам домашнего задания, участвовали в обсуждении итоговых вопросов. По итогам освоения нового материала обязательно проводится коррекционная работа. Помимо участия в обсуждении ученики получают индивидуальные домашние задания. Качество усвоения материала напрямую зависит от подобранного методического материала, совместного труда, степени подготовленности и личных особенностей учеников. Учителю коррекционной школы VIII вида особенно важно проявлять в такой работе терпимость, учитывая проблемы здоровья учащихся, оптимистическую веру в каждого ученика, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию. Список использованной литературы: 1. Сотрудничество в обучении. Дьяченко В.К.. М., 1991. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров (под ред. Е.С.Полат). М., 1999. 3. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К. Учебное пособие. М., 1998. 4. Отчет о встрече учителей-экспериментаторов. Учительская газета от.10.10.1998 5. Педагогика сотрудничества и личностно-ориентированный подход в преподавании истории как средства организации продуктивного сотрудничества детей на уроках. Статья. Перевощикова Г.С., учитель истории НОУ "Школа Сотрудничества" | |
| |
Просмотров: 9152 | | |
Всего комментариев: 0 | |