Чтобы ребята не боялись слова сочинение
Чтобы научиться писать, надо писать!
Д.С. Лихачев
В нашей школе каждый ученик имеет портфолио достижений. Первую страницу под названием «Портрет», содержащую общую информацию об авторе, многие назвали «Я». Пятиклашки столкнулись с первой трудностью: как представить себя, о чем писать? Вместе с ними мы составили примерный план, по которому каждый рассказывал о себе, своих увлечениях, любимых и нелюбимых школьных предметах, своих достоинствах и недостатках, чертах характера, своих мечтах и планах, отношении к друзьям, ко всем окружающим, подчеркивали, что они особенно ценят в людях... Впервые, может быть, они почувствовали необходимость взглянуть на себя со стороны. Это была их первая серьезная работа, позволившая нам, взрослым, увидеть в детях неповторимые личности. Уверена, что не только я, но и классный руководитель получили богатый материал для работы. Главное, как мне кажется, на первых порах не концентрировать внимание на ошибках (чаще всего дети боятся свободного выражения мыслей именно из-за страха получить неудовлетворительную отметку), поддерживать даже маленький успех, чтобы ребята почувствовали посильность труда.
На первом же родительском собрании в 5-м классе рассказала о своих планах мамам и папам, привлекла их в свои союзники, попросила купить разные словари, контролировать домашнее чтение, ненавязчиво беседовать с детьми о прочитанных книгах и просмотренных вместе телепередачах. Сообщила, что на последнем собрании года расскажу о первых результатах работы, познакомлю с сочинениями их детей, которые планирую объединить в сборник «Творчество», состоящий из разделов «Летние радости», «Моя любимая игрушка», «Письмо», «Мое любимое животное». «Война в судьбе моей семьи» и т.д.
После проведения каждой письменной работы непременно зачитывала сочинения или отрывки из них, обращала внимание на удачную мысль, точность и выразительность языка, уместное использование стихотворных цитат.
Заметила, что ребята очень любят сочинять короткие произведения, и научила их писать цзацзуани. Получились очень интересные работы, с которыми, не называя авторов, выступила на очередном собрании (не только взрослые воспитывают детей):
Невыносимо:
слушать надоедливые разговоры, когда у тебя плохое настроение;
есть на кухне, когда папа курит;
смотреть на страдающего от болезни человека. (Строгонов А.)
Обидно:
когда тебе не доверяют;
когда тебя считают несмышленышем;
когда стараешься, а ничего не получается. (Моляков В.)
Позднее увлеклись лимериками, пытались подражать маленьким шедеврам японских поэтов-хокку:
Сосен вершины,
Будьте потише в бору:
Дитя не будите.
(Калягина Е.)

В 9-м классе пытались овладеть синквейном:
Онегин.
Одинокий, несчастный.
Тоскует, не верит, скитается.
Мучительно ищет смысл жизни.
Сочувствую.(Кумиров В.)
Очень эффективен метод взаимообучения в работе над сочинением по картине. Пятиклассникам трудно описывать самостоятельно всю картину, поэтому каждый выбирает себе один понравившийся образ и составляет по нему этюд. Если над одним этюдом работают несколько учеников, они поочередно зачитывают свои работы и отмечают в этюдах одноклассников яркие эпитеты, необычные сравнения, удачные метафоры. Остальные, глядя на картину, слушая своих товарищей, учатся описывать образы, над которыми сами еще не работали. В чтении и обсуждении участвуют все ученики. Это значительно облегчает работу каждого, учит внимательному отношению к чужому творчеству, является мощным стимулом для совершенствования.
Ученики любят необычное начало урока. Чтобы создать необходимый эмоциональный настрой для творчества, мы учимся говорить друг другу комплименты, делать приятное или просто выражаем словами настроение сегодняшнего дня, свое восхищение радостью жизни, ни разу словесно не повторяясь. Любой вид работы в таком случае помогает выразиться, а это тот труд души и мысли, который когда-нибудь обязательно скажется в сочинении. Кроме того, всегда поощряю детей, которые вместо одного заданного стихотворения учат по желанию еще два-три. Так постепенно ученики обогащают свою речь, расширяют словарный запас, ищут и находят наиболее удачные слова в письменной работе.

Вскоре выясняется, что дети совершенно не умеют писать письма. Одного урока по учебнику Т.Ладыженской (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык: Учебник для 5-го класса. М.: Просвещение, 2002) недостаточно для выработки навыков письма, поэтому приходилось отводить несколько минут урока для написания писем соседу по парте, выносить этот вид работы на кружковые занятия. И мы писали, писали, писали... бабушкам, мамам, первой учительнице, другу, в будущее... Дети так увлеклись, что решили участвовать в областном конкурсе «Лучший урок письма». Двое стали победителями в номинациях «Письмо другу», «Письмо моей семье». Ребят, посылающих друг другу sms, увлек эпистолярный жанр, и они отважились писать не только в школьную, но и в районную газету.

Так мы учились сочинять на определенную тему (узкую или широкую), точно выражать основную мысль, подбирать нужный заголовок, использовать выразительные средства языка. Теперь в глазах детей все реже я видела страх. На смену ему пришли интерес, любопытство, желание отличиться и получить заслуженную похвалу (почти по В.Астафьеву!).
Уроки литературы и русского языка тесно взаимосвязаны. Программа по литературе позволяет продумать систему письменных работ, начиная с составления рассказов по пословицам и поговоркам, сочинения сказок («Сказка о строптивой внучке и мудрой наставнице» вошла во всероссийский сборник «Да святится имя твое, бабушка!») и до первых опытов стихосложения (от рекламы проектной работы в стихах до сложных философских, патриотических стихов, вошедших в областной сборник «Возьмемся за руки, друзья!»). А между этими полюсами – написание поучений (подражание В.Мономаху), писем-наставлений с предварительным обдумыванием, обсуждением в группах, что хотелось бы посоветовать, от чего уберечь («Как относиться к учению, родителям, престарелым...», «Как переходить улицу», «Как вести себя во время диспута, спора...» и т.д.)
Например:
Братик мой желанный, читая мое поучение, не смейся над ним, а прими его с душой.
Учись прилежно, ибо от учения велика бывает польза. Будет трудно – не унывай.
Мудрым никто не родился, а всему в жизни научился. Учись на благо народа своего, «ведь человек просвещенный принесет больше пользы» Отчизне своей.
Уважай старших, ибо старость – это мудрость нашего народа.
Делай добро всем, ибо добрые поступки умножают добро на свете.
Люби и почитай мать свою и отца своего, ибо нет для тебя никого на земле дороже их.
Не забывай моего наставления! А если забудешь, перечитывай его почаще.

(Иванов В.)
Сильное впечатление оказывает на учеников речь Тараса Бульбы о товариществе. Они взволнованно обсуждают, как она перекликается со сценами казни Остапа и Тараса, какие мысли в речи важны нам и сегодня. И теперь сами дети (бальзам на душу учителя!) предлагают написать подобную речь, обращенную к одноклассникам:
Вот и я обращаюсь к вам, мои одноклассники, с речью о товариществе.
Что ж за товарищ тот, кто бросил своего друга в беде? Это не товарищ. Это ненадежный человек, который думает только о себе и своем благополучии. Ему нельзя верить. Он может предать.
Внимательно присмотритесь, в какое время мы живем, как много вокруг нас жестоких, равнодушных людей, не знающих цены человеческой жизни, настоящей дружбы. Тем более нужно нам всем крепче держаться друг за друга, поддерживать, помогать друг другу и не ссориться, потому что ссора – начало враждебных отношений.
Так я призываю вас, друзья: будем терпимы друг к другу! Постараемся слушать и понимать друг друга, подставлять дружеское плечо в трудное время, поможем друг другу не сбиться с правильного пути. Тогда нас никто не одолеет!(Иванов Д.)
Значит, лед тронулся. Появилась насущная потребность выговориться, облегчить душу, поделиться своими мыслями и чувствами. Причем некоторым ученикам по складу характера порой проще излить чувства на бумагу, чем откровенничать при всем классе. И опять на помощь приходят произведения русской литературы. И мы начинаем размышлять, чем нам интересны, например, дневниковые записи Л.Толстого (предлагаю отрывок из большой и серьезной работы):
Мне ни разу не выпадала честь читать чьи-либо дневники. Поэтому, познакомившись с дневниковыми записями Л.Н. Толстого, я буквально был потрясен. Настолько интересными, необычными, поучительными и захватывающими были эти работы...
...Дневниковые записи Толстого – зеркало его души, в котором удивительно живо и точно отражаются черты характера писателя-титана, даже те, о которых редкий человек способен рассказать открыто, без утайки. Мы можем проследить весь процесс становления личности Толстого, процесс, глубину и сложность которого не преодолеть простому смертному, так как немыслимо его осознать.
...Дневниковые записи Толстого – вещь гениальная как по своей простоте и зеркальной ясности, так и по содержанию. Это настоящий учебник жизни.

Вспоминается изречение: «Возведи крепость из добрых дел, и не будет на свете ее прочнее». Таковым был важнейший принцип жизни писателя. Таким он должен быть и у современного поколения.(Сыгуров А.)

Мы пишем отзывы на полюбившиеся произведения, письма литературным героям: Катерине и Тихону, Базарову и Одинцовой, Раскольникову и Соне, Болконскому и Наташе, Андрею Гуськову и Настене, Андрею Кольцову, космическому монаху, родителям Игоря (А.Лиханов. Высшая мера):
...В смерти сына виноваты Вы. Вы откупались от него подарками и оставили сына в одиночестве. Только прозрели Вы поздно. За все в жизни приходится платить. Только ваша плата оказалась слишком жестокой, горькой, суровой. Не дай Бог никому!(Захарова  Л.)
Читая такие работы, радуюсь: дети мои взрослеют не только количеством прожитых лет. У них сформировалась потребность думать, накапливать опыт переживаний, продвигаться в своем душевном развитии.
Еще В.Г. Белинский различал две ступени восприятия литературного произведения: «восторг», т.е. первоначальное, непосредственное восприятие, и «художественное наслаждение», т.е., по существу, раздумье, оценка, анализ. И чем больше работаю, тем больше убеждаюсь: путь от «восторга» до «художественного восприятия» лежит через труд, так как художественное произведение всегда оставляет простор для размышления, определенное пространство для проявления чувства, мысли, жизненного опыта.


Источник: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702201
Категория: Русский язык и литература | Добавил: nadezhda (08 Июня 09) | Автор: Галина Владимировна Иванова
Просмотров: 5282 | Теги: русский язык, сочитение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]