КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
Кафедра филологии Приднестровского
государственного института развития
образования открывает в журнале «Педагогический вестник Приднестровья»
новую рубрику и приглашает принять участие в обсуждении проблем культуры и
техники речи. Точность словоупотребления — важнейшее требование культуры речи.Конкурентоспособность и востребованность специалиста на рынке труда обусловлены сегодня его профессионализмом, составной частью которого являются коммуникативные способности, базирующиеся на знаниях, умениях и навыках владения официальным языком. Повышение уровня культуры речи — одна из основных задач учителя по развитию речи учащихся. Читателю предлагается учебно-методический материал, который может быть рекомендован учителю русского языка для внедрения в учебный процесс, а также всем, кто стремится повысить культуру своей речи. Упражнения 1. Выберите из данных в скобках слов такие, которые наиболее точно выражают мысль.Все, что люди (делают, совершают, творят, создают) (в мире, на земле, во вселенной) действительно человеческого, (творится, делается, совершается, происходит) при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно, согласно), совместно с другими. Без его посредства (невозможно, немыслимо, нельзя, невероятно) ни на шаг (двинуть вперед, развивать, совершенствовать) науку, технику, ремесла, искусство — жизнь ... (Создавать, созидать, строить, основывать) (будущее, грядущее) счастье, (беречь, оборонять, охранять) (будущее, грядущее) Родины и всего человечества от ненавистных врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные, тяжелые, тяжкие, жестокие) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты) прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом, ненавистью) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи слов (Л. Успенский). 2. Устраните логические ошибки в данных предложениях. 1.В городе не хватало топлива, но и других продуктов. 2.По анкетным данным — возрасту, роду занятий, семейному положению, образованию, интеллекту — они ничуть не схожи. 3.Широко распахнув двери, в комнату вбежала девочка лет двенадцати. Но она мне сразу понравилась. 4.День был жаркий, но ярко светило солнце. 5.Мы широко готовились отметить юбилей известного поэта. 6.Сидя на диване, Коля читал книгу, задумчиво уставившись в потолок. 7.Я от чистого сердца... И вовсе не с целью приобретения любви. 8.Такой он эрудированный: так хорошо одевается — сплошная «фирма». 9. Пока мы ходили за машиной, очередь сильно пролонгировалась. Примечание. Под логической ошибкой в конструкциях с однородными членами рекомендуем понимать:— объединение в качестве однородных членов слов, обозначающих родовое и видовое понятие; слов, выражающих скрещивающиеся или несоотносимые понятия;— нарушение требования единого основания деления понятий;— неправильный выбор союза;— неправильное парное соединение однородных членов;— нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом;— несоответствие действительности, нарушение порядка слов, неправильное соединение предложений или их частей и др. Составитель Т.А. Арабаджи, вед.научный сотрудник кафедры филологии ПГИРО Источник:"ПВП" . 2007. №2 | |
| |
Просмотров: 9613 | | |
Всего комментариев: 0 | |