Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое
жизнью человека в обществе. Всё развитие ребёнка с момента его рождения и до зрелости есть процесс
формирования его как личности. Развитие личности осуществляется в деятельности,
управляемой системой мотивов, присущих данной личности и значимых для неё.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между
растущими потребностями ребёнка и реальными возможностями их удовлетворения.
Деятельность ребёнка всегда опосредована взрослыми, так или иначе направлена
ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в процессе развития
личности. Важная задача педагогов школ в том, чтобы обеспечить семьи практическими
знаниями и умениями, которые бы усваивались непосредственно в определённым
образом организованной теоретической и практической деятельности. Если
правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей в
воспитании ребёнка станет активнее. Учителя и родители как партнёры в воспитании
дополняют друг друга. Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одарёнными и культурными,
воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся
отношения между семьёй и школой. Последняя становится открытой системой для координации
воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить
противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду. Родители оказывают решающее влияние на формирование личности ребёнка, мира
его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного “Я”. Для ребёнка
очень важны взаимоотношения матери и отца, а также других членов семьи. И
особенно важно для ребёнка, как взрослые относятся к нему. Следовательно,
динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребёнку
имеют существенное значение для формирования его личности. Не вызывает сомнений, что при нынешней занятости родителей, без помощи
педагога семейное воспитание осуществить очень трудно. Учитель должен оказывать
всестороннюю помощь родителям в воспитании личности ребёнка. Главная задача
педагога – убедить родителей в необходимости совместной работы семьи и школы.
Совместная, скоординированная и хорошо продуманная работа родителей, педагога и
учащихся уже в течение учебного года может дать положительные результаты по
улучшению психологического климата в семье, по формированию личности ребёнка. А
если данная работа будет запланирована и проведена в течение всего периода
начального обучения, то можно будет смело говорить о том, что процесс
формирования личности ребёнка идёт на достаточно высоком уровне. Личность человека формируется с первых лет его жизни. Каждая черта его
психики играет определённую роль в сложной структуре личности. Наблюдая
поведение и реакции учащихся одного класса, можно увидеть, что каждый из них –
индивидуальность, личность. Особое значение в формирование личности имеет, несомненно, семья, в которой
происходит развитие и воспитание ребёнка. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественное. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребёнок научается одно любить, другое – – ненавидеть, здесь привыкает к труду
или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются
его интересы, привязанности и авторитеты. Что же мешает наладить эффективное семейное воспитание? Во-первых, изменяющиеся и постоянно усложняющиеся условия жизни. В жизни
родителей не было многого из того, что появилось в жизни из детей. Отсюда и
подавляющее число проблем. Во-вторых, наследственность. Если сами родители имели проблемы в детстве,
они должны быть готовы, что эти проблемы повторятся и в их потомстве. В-третьих, постоянно снижающаяся культура семейного воспитания, где низкая
педагогическая культура родителей занимает лишь малую часть. Здесь и отход от
народной педагогики, традиций воспитания всем обществом. Конечно, родителям одним, без поддержки со стороны общества, не справиться
со столь серьёзной задачей – воспитать из ребёнка личность, гражданина своей
страны. И именно школа должна осуществлять помощь родителям в организации
семейного и общественного воспитания. Для успешной координации воспитательного
влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом
заформализированных форм работы с родителями и общественностью, стать на
гуманистические позиции педагогического просвещения. Координацию деятельности
школы и семьи по воспитанию детей можно осуществлять в различных
организационных вопросах. Огромную роль в выборе форм и методов работы с родителями играет изучение
семей: их социального статуса, состава, особенностей семейного воспитания. Положительные результаты можно получить только тогда, когда педагог глубоко
и систематически изучает семьи учащихся, деликатно и с уважением относится к
родителям и детям, знает и максимально использует воспитательный потенциал
семьи. Семья – ведущий фактор развития личности ребёнка, от которого
во многом зависит дальнейшая судьба человека. Взаимоотношения между родителями
составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное
самочувствие всех его членов, через призму которого воспринимается весь
остальной мир и своё место в нём. В зависимости от того, как ведут себя с
ребёнком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких
людей, ребёнок воспринимаем мир притягательным или отталкивающим,
доброжелательным или угрожающим. Благополучие ребёнка в семье переносится на
другие сферы взаимоотношений и наоборот, конфликтная обстановка в семье,
отсутствие душевной близости между её членами лежат в основе дефектов развития
и воспитания. И одной из таких форм совместной работы школы и семьи по воспитанию личности
младшего школьника призван стать созданный в классе клуб “Семейная
круговерть”. Разработанный и реализованный план мероприятий
предусматривал различные формы работы как отдельно со школьниками, их
родителями, так совместные походы, праздники и т.д. Можно сделать вывод, что такая форма совместной работы семьи
и школы по воспитанию личности младшего школьника, несомненно, эффективна и
продуктивна, но лишь при условии, что такая работа будет вестись планомерно,
организовано и целенаправленно в течение всего времени обучения ребёнка в
школе. В наше время отношения школы и семьи складываются по определённым шаблонам.
Они всем нам известны. Вот некоторые из них. Родители сдали детей в школу – и с
рук долой, другие уверены, что знание – это товар, который можно купить в
школе, как в магазине. Третьи считают, что для них школа – это источник
неприятностей, а учителя – какие-то деспоты, творящие произвол. Но нельзя сводить всю сложность отношений семьи и школы к шаблонам. Сегодня
в семье идёт переориентация на новые ценности, дети включаются в жесткие
рыночные отношения. А наша школа призвана защищать идеалы добра, справедливости
и бескорыстия. Она всегда передавала поколениям духовные истины, которыми жило
и будет жить человечество. Вот цели, которые были поставлены при организации клуба “Семейная
круговерть”: - углубление взаимоотношений детей и родителей; - способствование созданию благоприятного психологического климата в семьях; - закрепление связей между семьёй и школой; - помощь родителям в воспитании гармонично развитой личности. Заседания клуба проводились в течение учебного года (с ноября по апрель): - с родителями (два раза в месяц); - с детьми (один раз в неделю); - совместно (1 раз в два месяца) На первом организационном заседании клуба был определён круг вопросов,
наиболее интересующих современных родителей. Исходя из этого, был разработан
перспективный план работы. Перспективный план работы клуба
“Семейная круговерть”
Источник: http://festival.1september.ru/articles/314231/ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7422 | |
Всего комментариев: 0 | |