Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности, личности активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. Но за годы обучения в школе ребёнок не только формируется как личность, он растёт. В его организме происходят важнейшие изменения. И проблема сохранения здоровья становится и остаётся одной из основных. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонения физического и физиологического здоровья; 35% первоклассников имеют хронические заболевания; до 80% юношей призывного возраста по медицинским показателям не готовы к службе в Вооружённых силах РФ. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и должна школа. В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье человека отнесено к приобретённым направлениям государственной политики в области образования. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению здоровья детей школьного возраста. Обследование учащихся сельских школ показало высокий уровень аллергических заболеваний, близорукости, лор-заболеваний. Вызывает тревогу широкое распространение хронических заболеваний среди девушек (что может послужить угрозой для репродуктивности населения). Здоровье понятие комплексное. Сам термин “здоровье” рассматривается как “нормальная” правильная деятельность организма, его психическое благополучие”. (словарь С.И. Ожегова). В последнее время упоминается и социальное благополучие. Винить только школу в “нездоровье” детей было бы не совсем правильным. Ведь существуют факторы, которые влияют на здоровье детей. Это и экологические, и биологические, и социокультурные. Тем не менее, по данным Министерства Образования России, среди причин явного неблагополучия со здоровьем учащихся 21% составляют факторы внутришкольной среды. Сюда можно отнести следующие факторы:
Чем крепче здоровье ребёнка, тем эффективнее будет и обучение. Все мы в своё время изучали основы школьной гигиены. Используем ли мы полученные знания на своих занятиях? Ведь в большинстве случаев мы спешим уложиться в 40-45 минут и выдать учебный материал. А нужно, чтобы урок способствовал не только интеллектуальному развитию, но и сохранял и укреплял здоровье школьника. Поэтому необходимо изменить весь УВП так, чтобы учебные занятия не снижали, а увеличивали резервы сохранения здоровья учащихся. Здесь на первый план выходят ЗТ (здоровьесберегающие технологии). Это приёмы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой БУП (базисного учебного плана). Эти технологии должны стать приоритетными в работе школьных педагогических коллективов. Сегодня всем известна методика периодически меняющихся динамических поз доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Режим динамических поз осуществляется следующим образом. Учитель периодически переводит (через 12-15 минут) детей из положения сидя в положение свободного стояния, чередует умственную работу с выполнением физических упражнений (физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения для стимулирования мышления). На уроках русского языка физпауза возможна во время работы со словарными словами. Учащиеся “пишут” предложенные учителем слова различными органами тела: рукой, глазами, носом и т.д. Возможен другой вариант, когда учащиеся по очереди выбегают к доске и записывают словарные слова. Периодическая смена поз – один из эффективных способов активизации учебной деятельности учащихся. Необходим постоянный контроль и над сидением детей. Учителю надо видеть, чтоб дети не склоняли голову над столом ниже допустимого предела – 20 см. Для улучшения мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, повышения устойчивости письма на уроках русского языка используются специальные кинезиологические упражнения. Некоторые из них: 1. Колечко Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 2. Ухо – нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой -за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот. Упражнения для профилактики нарушений зрения, для расширения зрительно-двигательной активности:
В целом, предложенный режим повышает активность детей и познавательные способности. Оптимальная двигательная активность – это здоровье, это будущее молодого человека. Ещё А. Сухомлинский отмечал, что одной из главных причин неуспеваемости учащихся является плохое состояние здоровья. Поэтому очень важно владение учителем валеологической грамотностью. На уроках русского языка валеологическое воспитание осуществляется с включением в урок валеологических вставок. Валеологическая вставка – это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления и может пригодиться ему в жизни. Так во время синтаксической минутки, к примеру, возможна валеологическая вставка. Солнце, уже вошедшее в силу, греет бережно и ласково кусты пожелтевшего шиповника. Валеологическая вставка о шиповнике, что он в 16-17 веке ценился дороже золота, на него меняли ценные меха. Витамина С в 40 раз больше, чем в лимоне, в 2 раза больше в чёрной смородине. Тополь – чемпион среди деревьев. Валеологическая вставка о тополе, что он хороший поглотитель пыли, снижает летом температуру на 10-15 градусов, увеличивает влажность воздуха на 15-30%. Учителю необходимо формировать у учащихся культуру здоровья, воспитывать потребность вести ЗОЖ, обеспечить необходимыми знаниями, формировать соответствующие навыки. Здоровый человек имеет совершенно другие стартовые условия и в дальнейшей учёбе, и в карьере, и даже в семейной жизни. Использованная литература.
Источник: http://festival.1september.ru/articles/509195/ | |
| |
Просмотров: 4854 | |
Всего комментариев: 0 | |