"Организация исследования на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Важным шагом для серьезной исследовательской деятельности является обучение ребят работе с историческими источниками, использование которых призвано создать основу для выработки ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Для развития мыслительных процессов важно постепенное возрастание сложности отбираемых источников и способов работы с ними. Простым заданием является извлечение из документов образных описаний, выявление важных фактов и событий, обобщение фактических материалов. В 5-6 классах для анализа отбирается наиболее простой материал повествовательного и описательного характера. Например, при изучении темы «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» обучающиеся знакомятся с законами царя. Предлагается ответить на вопросы: «Придумайте заголовок для первого параграфа закона», «Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне», «Какие сведения о жителях древнего Вавилона Вы получили из документа?». Ученики не просто получают готовые знания, они проводят исследовательскую работу. В 8-9 классах применяю более сложные виды работ, предполагающие глубокий анализ документов. В этот период растет число анализируемых хозяйственных и юридических источников. Ученики пытаются самостоятельно выявлять процессы, тенденции и возможности общественного развития. Особенно влияет на успешность исследования сопоставление ряда документов. Например, на уроке истории России в 8 классе при изучении темы «Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» идет анализ пореформенного развития экономики. На основании сопоставления документов «Письма из деревни, 1879 г», автор А.Н. Энгельгардт, «Из программной записки министра финансов М.Х. Рейтера» ученикам удается сформулировать оценочные суждения относительно состояния крестьянских хозяйств в пореформенный период.
Извлекая знания из исторических документов, дети успешно аргументируют высказывания, выстраивают логические заключения. Об одном и том же историческом событии бывает много разных мнений. Тогда перед детьми возникает проблема выбора, который можно осуществить только имея объективные данные по изучаемому вопросу. В 10-11 классах объем и сложность исследовательской деятельности для обучающихся увеличиваются. Все шире привлекаются политические, программные исторические источники. Расширяются диалогические формы взаимодействия с обучающимися, создаются условия для развития коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, укрепляется общественное самосознание школьников. При изучении темы «Оттепель в культуре 50-60 гг.» дети сравнивают противоположные точки зрения историков, писателей, деятелей культуры ( режиссера М. Ромма, скульптора Эрнста Неизвестного, поэта Б. Пастернака…). В итоге они проводят достоверную линию, характеризующую уровень культуры того времени, ее достижения, упущения. В любом историческом документе помимо голоса автора слышны другие голоса, например свидетеля, очевидца, разносчика слухов. Учащиеся должны сами по мере сил создавать образы прошедших событий и их героев, опираясь в большей степени на собственные размышления и соображения, нежели на готовые словесные конструкции учебной и художественной литературы и на различный иллюстративный материал. Чтобы исследовательская деятельность на уроках истории проходила успешно, использую следующие приемы работы с историческими документами: обмен знаниями, реконструкция исторических событий, подготовка и защита мини-проектов, письмо в прошлое, интервью с личностью, альтернативные ситуации, метод мозаики, о чем рассказал портрет, другие. Один из приемов - «Интервью с исторической личностью». Организация интервью возможна с наиболее известными историческими деятелями, например, с Иваном Грозным. Ученик, который выступает в роли царя, заранее знакомится с жизнью правителя. Предполагаемому царю задаются вопросы, при помощи которых добывается нужная информация (например, причины террора во время опричнины, отношение царя к боярам). Часть вопросов может быть посвящена выяснению деталей из личной жизни правителя, прояснению причин создания Избранной рады, созыва Земского собора, а также раскрытию сущности политики опричнины. На основе документа А.М. Курбского «История о великом князе Московском» ученики задают вопросы от имени Андрея Курбского, деятеля избранной рады, воеводы, одного из бывших приближенных Ивана Грозного. Совместно выясняется сущность споров этих людей, высказываются личные мнения ребят о государе. На уроке «Внутренняя политика Александра I» удачно применяется прием «Анализ ситуации». Ученики сравнивают несколько исторических документов, проводят ситуативный анализ (у каждой группы обучающихся своя ситуация). При помощи изучения текста учебника, использования дополнительных источников информации, анализа высказываний А.С. Пушкина, историков В. Ключевского и С.В. Мироненко создается картина условий, в которых правил император, делается вывод о противоречивости его политики. Привычные действия с алгоритмом исследования помогают ребятам найти противоречия в документах, сделать правильные выводы, способствующие решению поставленных проблем. В заключение хочется сделать вывод о том, что реализация опыта работы с историческими источниками будет способствовать росту познавательного интереса к предмету, положительной динамике в обучении, становлению личности и развитию творческих и интеллектуальных способностей школьников. Т. С. Андрианова
| |
| |
Просмотров: 824 | | |
Всего комментариев: 0 | |