Методика активного обучения давно и широко применяется на занятиях математики в Волгоградском филиале Международного славянского института. Суть этого обучения – активное вовлечение студентов в учебный процесс. На занятиях преподаватель в центре внимания: он – не мудрец, а помощник, проводник знаний. Задача преподавателя не только доступно, научно и грамотно изложить материал, но и научить студентов правильно составлять и задавать вопросы, логически излагать свои мысли, пользоваться научной литературой, вычленять и решать профессиональные задачи. Используя методику активного обучения, преподаватели создают множество различных заданий, которые активизируют работу студентов. Опытные педагоги, учитывая психологические особенности студентов, предлагают им различные виды деятельности: лекции и дискуссии для тех, кто лучше воспринимает на слух; таблицы и карты, для тех, кто воспринимает визуально; игровые ситуации для тех, кто воспринимает кинеститически. Исследования показали, что люди хорошо запоминают лишь 10% того, что прочитали, 20% того, что услышали, 50% того, что услышали и увидели, 70% того, что говорят и пишут, 90% того, что сделали своими руками. Совершенно ясно, что использование всех видов деятельности даёт наилучший результат. В тоже время одной из главных проблем обучения остаётся осуществления оперативного контроля учебной деятельности. Под контролем следует понимать взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента по получению и анализу данных, характеризующих состояние усвоения знаний, умений и навыков на различных стадиях обучения и использование этих данных для управления учебным процессом. Рассмотрим подход к контролю знаний и умений студентов с точки зрения дифференциации уровня усвоения информации. Выделим три уровня: - репродуктивный (уровень соответствия государственному стандарту) - уровень логического осмысления информации; - уровень творческой переработки материала. При данном подходе па первое место выходят качества знаний и умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения математики. К числу таких качеств относятся: осознанность, полнота, гибкость, системность, прочность. Основные принципы в этом случае сводятся к следующим: - ориентация на достижение всеми студентами уровня обязательных результатов; - дифференцированный подход к студентам в процессе контроля; - постепенное наращивание сложности заданий; - активизация позитивной деятельности в процессе контроля. Реализация первого принципа подразумевает включение заданий обязательного уровня, а так же систему подготовительных задач. Уровневый подход к контролю знаний и умений позволяет студентам перейти к решению сложных задач только после того, как он овладеет основными приёмами и методами решения задач обязательного уровня. Принцип дифференцированного подхода рассчитан на индивидуальный подход к студентам. Им предоставляется возможность испытать свои силы в решении задач различной сложности. Учёт индивидуальных особенностей позволяет полнее развивать творческие способности. Использование принципа постепенного наращивания сложности заданий предполагает использование заданий, для которых наличие шагов в решении зависит от применения различных методов познания. Последовательность выполнения заданий логически должна быть такой, чтобы одно задание вытекало из другого и готовило почву для выполнения следующего. Это приводит к повышению самостоятельности студентов – к умению самостоятельно овладевать знаниями и самостоятельно применять их. Сущность принципа активизации познавательной деятельности заключается в том, что контроль должен нацеливать студентов на процесс познания. При этом проявляется различная степень развития активности. Например, студент может отлично выполнять задания репродуктивного уровня, хорошо – задания уровня логического осмысления информации и удовлетворительно – задания творческого уровня. Выделим показатели активности студентов: - активность на уроке в процессе контроля знаний – оценивается по количеству ответов на практических занятиях; - стремление получать знания самостоятельно – оценивается по количеству и качеству выполненных докладов, рефератов, выбору формы самостоятельной работы; - активность использования методов познания – оценивается в зависимости от мыслительных процессов; - направленность учебной деятельности на результат или на процесс – оценивается по анализу специально организованных работ. Можно также выделить пять уровней активности студентов в познавательной деятельности. 1) Нулевой уровень – студенты пассивны и ждут привычного давления со стороны преподавателя. 2) Относительно – активный уровень – заинтересованность появляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересным учебным материалом или с необычными приёмами обучения. 3) Исполнительно-активный уровень – полное выполнение требований преподаватель без проявления инициативы. 4) Активный уровень – осознанное восприятие материала, желание и стремление узнать больше, работать самостоятельно. 5) Творческий уровень – студенты занимаются самообразованием, методологически подходят к решению проблем и задач. Очевидна взаимосвязь уровней контроля и уровней активности студентов в учебном процессе: репродуктивный уровень контроля предполагает нулевой или относительно-активный уровень активности студентов, уровень логического осмысления информации предполагает исполнительно-активный или активный уровень, уровень творческой переработки материала предполагает творческое отношение к познавательной деятельности. Основой для оценивания успеваемости являются итоги, результаты контроля. Проблема оценивания учебной деятельности давно считается одной из самых актуальных в процессе обучения. Не всегда удаётся достичь достаточной степени объективности и оперативности контроля в обучении. Вследствие этого иногда искажается представление об учебной деятельности студентов. Совершенствуя методику преподавания, преподаватели математики Международного Славянского института применяют различные формы и методы проведения контроля знаний студентов, как на занятиях, так и во внеурочное время. Одним из методов контроля знаний студентов, методом проведения зачетных занятий является баскет–метод. Этот метод является методом моделирования коллективного результата. Баскет–метод предусматривает глубокую дифференциацию группы студентов, их самостоятельность и активность. Сущность методики состоит в том, что студент учит себя сам и помогает учиться своим товарищам. Цели применения метода: - сфокусировать внимание на сути проблемы; - приобрести новые знания и представления в процессе обмена идеями; - включить всех в работу; - снять напряжение, установить рабочие взаимоотношения, создать атмосферу взаимодействия; - создать фундамент для последующих занятий, объединив их в единый процесс. Следует отметить достоинства метода: - работают все студенты группы; - нет диктата со стороны преподавателя; - преподаватель имеет возможность приглядеться к каждому студенту и составить о нем представление; - работа в микро группе развивает умение мыслить, формулировать и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения; - студенты учатся понимать друг друга, проявлять терпимость, доброжелательность, развивают свои коммуникативные способности. При проведении занятия баскет-методом перед началом занятия столы следует расставить по периметру аудитории. Группа студентов делится на три подгруппы. Первая подгруппа – генераторы идей – 6 человек из числа хорошо успевающих студентов. Вторая подгруппа – эксперты – 4 или 5 самых сильных, мыслящих студентов. Третья группа – все остальные студенты группы – болельщики. На первом этапе занятия, который длится 10 минут, следует сформулировать цель работы, ввести студентов в суть проблемы, определить время работы и конечный результат. На этом этапе все студенты группы на листочках записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответа по данной теме. Вопросы могут быть на углубление, на развитие, на понимание или на обновление материала темы, Каждый студент записывает только один вопрос, листок с вопросом кодирует и сбрасывает в корзину. На втором этапе происходит распределение ролей. Группа генераторов идей выбирает бригадира и готовится отвечать на вопросы, сброшенные в корзину. Эксперты готовятся оценивать и вопросы, и ответы студентов. Болельщики повторяют материал и готовятся дополнять ответы. На третьем этапе начинается работа по ответам на вопросы. Студенты из группы генераторов идей выбирают из корзины вопросы по одному и отвечают на них. Отвечать может студент, который достал вопрос или любой студент из этой группы. Бригадир организует эту работу. Если встречаются одинаковые вопросы, то на первый из них отвечают студенты из группы генераторов идей, а на второй – студенты из группы болельщиков. Преподаватель ведет занятие. Когда на все вопросы из корзины будут даны ответы, преподаватель задает вопросы по этой теме, которые не встречались. При этом следует учитывать, что тема должна быть раскрыта полностью. Кроме того, эксперты должны выяснить качество знаний каждого студента. После совещаний эксперты объявляют оценку за урок каждому студенту. За самый хороший оригинальный вопрос ставиться отдельная оценка. Во время этого этапа, на доске изображается и заполняется логическая схема изучаемой темы. В конце зачетного урока, такую заполненную схему следует раздать всем студентам. Баскет-метод можно также проводить при изучении нового материала. Роль преподавателя при проведении зачета баскет–методом заключается в том, чтобы дать самостоятельно поработать студентам в каждой подгруппе. Следует убедиться, что все правильно поняли задание и готовы его выполнить. Следует также заполнять логическую схему и правильно, кратко формулировать вопросы. Обратная связь предусматривает пояснение особенно трудных вопросов, обобщение и подведение итогов, а также стимуляцию совместной работы в подгруппах. При работе в подгруппах следует напомнить правила групповой работы: - не перебивайте; - будьте терпимы и сдержанны; - отстаивайте только свою точку зрения; - будьте краткими. Зачетное занятие следует закончить подведением итогов, анализом ответов и уровнем подготовки студентов к занятию. В учебных группах Экономического факультета Волгоградского филиала Международного славянского института занятия по данной методике были проведены по теме «Функции, пределы, непрерывность» на первом курсе и теме «Основные понятия теории вероятностей» на втором курсе. Баскет–метод следует применять не чаще одного – двух раз в год и по темам, в которых много теоретического материала. ЛИТЕРАТУРА 1. Беляева Н.А.. Тестовая оценка знаний в Российском образовании. Межвузовский сборник научных трудов «Образовательные технологии». Выпуск 11. – Воронеж. – 2003. – с. 140–143. 2. Богомолов Н.В. Сборник дидактических заданий по математике. – М.: «Высшая школа». – 1999. – с. 74-95. 3. Вербицкий А.А.. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: «Высшая школа». – 1999. – с. 148–174. 4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: «Педагогика». – 1990. – с. 68-83. 5. Кваша О.В. Виды учебной диагностики. Межвузовский сборник научных трудов «Образовательные технологии». Выпуск 11. – Воронеж. – 2003. – с. 113–116. 6. Кравченко Л.В., Меркулова Н.И. Некоторые аспекты мониторинга знаний студентов ВФ МСИ при изучении математики. Материалы внутривузовских научно-практических конференций «Социально-экономические проблемы современной России». Выпуск 2. Волгоград «Политехник» 2005 г. с. 199–205. 7. Кравченко Л.В., Меркулова Н.И. Мониторинг знаний студентов при изучении математики в Волгоградском филиале МСИ. Научно-технический журнал «Образовательные технологии», 2005 №1 (14). Воронеж: «Научная книга» 2005 г. с. 186–191. 8. Тестовый контроль учебной деятельности. Методические рекомендации. – М.: «Высшая школа». – 2000. – 35 с. Источник: http://www.naukapro.ru/ot2007/1_019.htm | |
| |
Просмотров: 8703 | |
Всего комментариев: 0 | |