Развитие речи детей при общении со сверстниками во время игры посредством ФГОС
Развитие речи детей при общении со сверстниками во время игры посредством ФГОС 

 Крапоткина Н.В.,
учитель – логопед
МБДОУ №29 «Журавушка» 
город Сургут  

Игра – такой вид деятельности, мотив которой заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Игра – это прежде всего самовыражение маленького человека, способ самосовершенствования. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все психические процессы: память, мышление, воображение и, конечно же, речь.

В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой.

Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления.

Очень велико значение игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении.
Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечена возможность выбора языковых средств, и индивидуального речевого «вклада» в решении общей задачи – в таких играх у детей развивается способность выражать мысль, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида общения:
-общение, которое определяется содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры (по сигналу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, замирают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);
Реальное общение, которое проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и, прежде всего сверстников.

Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь. В создании образов особенно велика роль слова. Слова помогают ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с всё возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Связь между речью и игрой двусторонняя. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить свои действия, выразить свои мысли и чувства.

В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребёнок не берёт на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития.
Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В.Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет; ролевые игры, типичные для дошкольника. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это ролевая игра.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя и учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема.. Воспитатель выступает как советчик и партнер в игре. Педагог может предложить новый сюжет, поддержать игру, подключиться к ней, если в этом есть необходимость, отметить уровень игровых увлечений детей, вовлечь в игру малоактивных детей, дать им задания, поощрить самостоятельность ребенка в игре. В совместных играх развиваются воображение, мышление, память, речь. Задавая наводящие вопросы о содержании игры, месте действия, атрибутах и т.д., воспитатель стимулирует речевую активность детей, может выбрать момент для индивидуального общения с ребенком. Развивая совместный сюжет игры, педагог может использовать приемы коллективного творчества

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В сюжетно-ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение, договориться в определенных условиях.

Сюжетно-ролевая формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

Организуя с детьми сюжетно-ролевые игры¸ воспитатель, принимает позицию партнерства и сотрудничества с ребенком во время игры. Педагогическое общение осуществляется в форме диалога. Выделяют следующие стили педагогического общения: авторитарный, демократический, либеральный (попустительский).

Задание: обсудить, насколько применимы эти стили общения в руководстве игрой, выделить достоинства и недостатки каждого из них.
1.Авторитарный стиль.
Предполагает жесткое управление и контроль игры детей. Педагог сам определяет тематику игр, распределяет роли между детьми. Предоставляет игровой материал. Воспитатель решает, кому с кем играть, делает замечания если посчитает, что дети делают в игре что-то не так.
Следствием такой гиперопеки становятся несамостоятельность, безынициативность детей. Не происходит полноценного развития игровой деятельности и речи.
(воспитатели приводят конкретные примеры такого стиля общения)
2.Либеральный стиль.
Педагог минимально включается в игру, уходит от руководства, демонстрирует тактику невмешательства.
Дети в игре предоставлены сами себе. Развитие игры происходит спонтанно.
(воспитатели приводят конкретные примеры такого стиля общения)
3.Демократический стиль.
Этот стиль общения предполагает сотрудничество педагога и воспитанников. Взрослый ничего не делает за детей, он задает вопросы, о чем-то напоминает, но при этом не дает готового решения, что надо делать в игре. Ребенок сам должен решить, как поступать в той или иной ситуации. Вступая в общение детьми, воспитатель не диктует, как себя вести, он помощью проблемных ситуаций активизирует фантазию. Творчество детей. Если потребуется помощь, то все вместе обсуждают игровые проблемы. Постепенно дети начинают проявлять инициативу и сами обращаются к воспитателю с различными игровыми проблемами, в данном случае речь уже идет об активизирующем общении не взрослого ребенком, а ребенка со взрослым. Высшим уровнем является включение детей в активизирующее общение друг с другом.
Именно демократический стиль общения является предпочтительным в руководстве игрой.

Список литературы
1.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.,-2009.
2.Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. М., 2010.
3.Краснощекова Н В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Р-на-Д., 2013.
Категория: Статьи педагога-практика | Добавил: Raduga (19 Апреля 16) E
Просмотров: 3662 | Теги: ФГОС, Игра, ЛОГОПЕД | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]