Эпиграф к учебному году
Три года назад выпустив одиннадцатиклассников, тосковала все лето в ожидании новых ребят – маленьких, наивных, доверчивых пятиклашек. После большого класса – 21 человек – предстояло стать руководителем всего десяти человек. Такой маленький класс можно объединить интересной идеей, думалось мне после успешного выпуска, где были активисты, выдумщики, спортсмены, артисты, эрудиты, половина ребят окончили школу на 4 и 5!.. 1 сентября. Первый раз в новый пятый класс. В кабинет один за другим входят мои новые ученики – шесть мальчиков и четыре девочки. Я их уже немного знаю – школа небольшая, тем более доводилось заменять несколько раз уроки русского, когда они учились в четвертом. На первом классном часе, на который я пригласила выпускников, были игры в кругу. Владик и Леша совершенно не хотят играть с другими ребятами. Передаем импульс по кругу, держась за руки, – мальчики так сжимают ладони, что девочки визжат. Вчерашние выпускники дают пятиклашкам свой наказ, говорят о дружбе, общении… Кажется, их слушают. «Только не сравнивать!» – напоминать себе об этом приходится не раз. Конец сентября. Устроили вечер «Посвящение в пятиклассники». Пригласили родителей, первую учительницу. Все идет гладко: игры, конкурсы. Чувствуется, что ребята очень стараются порадовать родителей – возьмем на вооружение, будем проводить совместные дела. Во время Клятвы пятиклассника Андрюша, стоящий рядом со мной, приговаривает: «Я этого делать не буду. Я не клянусь». (Потом, когда клятва уже висела в классном уголке и я нет-нет да и обращала внимание класса на ее текст, Андрей повторял, что он ничего не обещал.) Последний день первой четверти. Ну и класс мне достался! Учиться не хотят. Играть в команде не хотят и не умеют. Обзываются. Мальчики с девочками дерутся. Юля все время выкрикивает на уроках и не дает никому слова сказать на классных часах! Единственное светлое воспоминание – поход, да и то двое не пошли. Андрюша заявил: «Я лучше на диване лежать буду!» А Рома, после того как нашли клад, заметил: «Конфеты невкусные»… Что с ними делать?! Декабрь. Готовимся к Новому году. В сценке у каждого небольшая роль. Репетиции каждый день. Идут со скрипом. Сколько сил ушло на уговоры и убеждения! Владик стойко упирается. Андрей прячется за занавеску или вообще убегает из кабинета. Юля и Женя никак не поделят роль Бабы Яги. Собираются с силами только на последней репетиции… Несмотря на мои опасения, выступили вполне достойно, даже директор похвалила. 29 декабря. Сегодня последний день четверти. Перед вручением дневников тоном заговорщика спрашиваю: «Ребята, а вы верите в Деда Мороза?» – «Нет! Да!»– «А давайте его позовем?» Соглашаются. Кричим Деда Мороза. Он входит. Юля конечно же сразу мне сообщает, что это Женина мама. Другие ребята вроде бы включаются в игру. Дед Мороз вручает пятиклассникам маленькие подарочки и дипломы победителей первого этапа классного конкурса, идея которого возникла накануне. Напоследок – фото с Дедом Морозом. Кажется, сюрприз удался. Март. Не любят читать – ни сами, ни когда на уроках вслух читают. Несколько минут в начале каждого урока я читаю им «Очень страшную историю» Алексина. Ваня вертится, Юля демонстративно показывает, что ей неинтересно. Люся, кажется, старается меня подбодрить – слушает очень внимательно. Устраиваем с родителями собрание по проблеме чтения. Мамы рассказывают о своих любимых детских книжках, о том, что и как они читали в детстве. Ребята слушают с интересом. Потом все вместе разгадываем кроссворд. К Восьмому марта приурочили игру по страницам детских книжек – выиграла команда мам, но и детям было интересно. Правда, ничего в отношении к книгам не изменилось: установки на чтение нет в большинстве семей, о чем родители сами откровенно говорят. Апрель. На уроках остро стоит проблема дисциплины. Устраиваем игру «Поставь себя на место другого». Роме досталась роль учителя математики. Я изображаю Юлю: без конца кричу ее любимую фразу «А подойдите!» и цепляюсь ко всем сидящим поблизости. Тихая Настя вошла в образ Андрея – раскачивается на стуле, отказывается слушать объяснения. Люся играет роль Алексея, которому не терпится ответить с места. В общем, гвалт стоит невообразимый. После безуспешной попытки Романа Антоновича объяснить что-нибудь из математики обсуждаем игру. Во-первых, эксперимент ребятам очень понравился, просят еще; во-вторых, дети делают вывод, что очень трудно учиться и учить, когда нет тишины и внимания; в-третьих, увидеть себя со стороны было и забавно, и полезно. А мне-то как весело было! Легкой жизни с этим классом не будет. Май. После уроков готовим экологическую газету «По волнам». Победители республиканского конкурса поедут в Кижи. На победу не рассчитываем, но очень стараемся. Участвуют в проекте шесть человек и я: печатаем заметки, ищем фотографии, придумываем занимательные задания, проводим опрос о роли Онежского озера в жизни односельчан. Приходится за ребят многое доделывать, потому что не могут заставить себя работать долго и кропотливо. Наконец работа отправлена. Ура! Мы заняли первое место! 12 июня поедем на остров Кижи. А в школе говорят: трудный класс, ничего не умеют!.. Немножко горжусь. Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201201313 | |
| |
Просмотров: 3344 | | |
Всего комментариев: 0 | |