Формирование и развитие толерантных установок, эмпатийных и экспрессивных умений приемных родителей
Федосик Аза Михайловна, воспитатель первая квалификационная категория МОУ детский дом «Семья» г.Ноябрьск, ЯНАО Формирование и развитие толерантных установок, эмпатийных и экспрессивных умений приемных родителей через реализацию эксперимента «Школа по подбору и подготовке замещающих семей».Несмотря на принимаемые меры, увеличения детей, устроенных в семьи, не происходит. Более того, есть случаи, и они далеко не единичны, возвращения сирот в детский дом. Чаще всего проблемы в воспитании приемного ребенка возникают, когда он уже оказывается в семье. При этом трудности адаптации, последствия травматического опыта, требующие решения, происходят не в момент его прихода в семью, а возникают позже.На сегодня оценка потенциальных замещающих родителей проводится чаще всего по формальным критериям (жилищные условия, состояние здоровья, социально-бытовые условия семьи). Подбирается не семья для ребенка, а ребенок по запросу семьи. Если же исходить из интересов детей, очевидно, что необходимо подбирать именно семью, которая способна удовлетворить нужды и потребности сироты. Важным показателем является мотивация потенциальных замещающих родителей. Специалист совместно с кандидатом находят ответ на вопрос: «Зачем мне нужен этот ребенок?». Ответ на данный вопрос у каждого человека свой. Не секрет, что некоторые ищут материальные выгоды от устройства детей в семью: пособия, выплаты денежных средств, заработная плата. Но ребенок не может быть средством заработка, и такие семьи бесперспективны. Кто-то, потеряв своего родного малыша, пытается заполнить пустоту души. Иногда и этот путь становится тупиковым: сравнение приемного ребенка со своим часто идет не в пользу первого. И только ситуация сформированной взрослой родительской позиции, когда человек готов принять ответственность за ребенка, идти рядом с ним и в радости и в горести, является конструктивной и приносит огромное счастье и ребенку и замещающим родителям. В нашем городе сложилась довольно хорошая система, когда еще не этапе отбора замещающих родителей психолог Центра детского творчества помогает человеку определиться, на самом ли деле ему нужен ребенок или это временное явление, которое скоро пройдет, и ребенка захочется вернуть обратно, как игрушку, которая надоела. Опыт ноябрьских специалистов показывает, что осмысление мотивации кандидатов на этом этапе – непременное условие профилактики. Лучше отказаться (или отказать?), чем потом еще раз травмировать ребенка, уже имеющего трагический опыт. Вот лишь некоторые из причин, которые могут привести к возврату ребенка, это: • Неконструктивная мотивация при принятии решения о взятии ребенка в семью; • Несоответствие ожиданий родителя возможностям ребенка; • Нежелание понять особенности характера ребенка; • Неверные представления, что малыш не помнит свою историю жизни, и нежелание говорить об этом с ним; • Зависимое положение от своих родителей; • Представление о том, что воспитать ребенка просто; • Попытка «починить» свой собственный брак и др. Вопрос об отборе кандидатов решается на основе комплексного анализа всех полученных материалов специалистами отдела по защите прав детства и опеке. Главное, чтобы замещающий родитель мог максимально помочь ребенку на основе своего прошлого и настоящего опыта, был позитивно направлен в будущее и знал, как помочь ребенку, ни при каких обстоятельствах не пытаясь отвернуться от него. С 2009г. проводится эксперимент, цель которого – помочь детям, лишенным родительского попечения, обрести новую семью. Эксперимент называется «Школа по подбору и подготовке замещающих семей». Данная школа представляет собой своеобразную систему подготовки будущих родителей к принятию в семью ребенка, которая предполагает как формальные шаги и процедуры по «изъятию ребенка из государственного учреждения», так и внутрисемейные процессы окончательного принятия друг друга опекунами и детьми. Основными задачами школы являются: • Дать понятие о депривационных нарушениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, синдроме социального сиротства, потребностях ребенка; • Дать понятие о роли социального окружения для развития ребенка; • Дать понятие о типичных и специфических дисфункциях приемных семей; • Дать понятие о стилях семейного воспитания; • Сформировать и развить толерантные установки, эмпатийные и экспрессивные умения приемных родителей; • Сформировать умение оценивать состояние взаимоотношений и взаимодействий в семье. Есть проблемы, с которыми обращаются опекуны и приемные родители и часто задают эти вопросы на занятиях: • Непринятие особенностей личности; • Конфликты, связанные с подростковым или другим кризисным возрастным периодом; • Плохая успеваемость и поведение; • Взаимоотношения между старшими поколениями; • Жалобы на детей, касающиеся невыполнения домашних правил и установок родителей; • Упрямство и капризы, нарушающие жизнь семьи и спокойствие родителей. В январе 2010г. была определена и сформирована первая группа слушателей. Программа подбора и подготовки замещающих семей включает в себя несколько блоков: психолого-педагогический, медико-социальный, юридический и экономический. Деятельность школы осуществляется по следующему алгоритму: • Диагностирование критериев психолого-педагогической компетентности; • Перевод теоретических знаний по воспитанию детей-сирот в практические умения и навыки; • Коррекция приобретенных замещающими родителями профессиональных умений; • Организация обучения по профессиональной подготовке замещающих семей. Продолжительность обучения составляет 36 академических часов. Занятия с будущими замещающими семьями проводятся на базе Центра детского творчества, детского дома «Семья», департамента образования. Особое внимание уделяется мотивации кандидатов в приемные родители. Глубоко и подробно раскрываются темы психологии семьи, этапы ее развития. На занятиях по основам юридических знаний подробно и четко специалисты рассказывают о структуре органов власти, задействованных в семейном устройстве, дают исчерпывающую информацию о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, алгоритме приема ребенка в семью. Также освещается возрастная психология: объясняются особенности детей различных возрастных групп и их проявления, наличие и причины несоответствия между физическим возрастом и психологическими особенностями детей из детских учреждений. Рассматриваются варианты функциональных и дисфункциональных семей, особенности и проблемы тех или иных дисфункций семьи. Особый интерес у участников вызывают занятия, касающиеся профилактики острых заболеваний, оказания первой доврачебной помощи. Все участники школы замещающих родителей отмечают важность и значимость методов, применяемых на занятиях: беседы, обсуждения, диалоги. Используется качественный наглядный материал, который сопровождается объяснениями сложных тем. Важными для участников эксперимента стали вопросы отношений между опекуном и опекаемым, между родителями и детьми. Специалистами подробно освещаются такие темы, как установление контакта с ребенком, личностно ориентированная модель взаимодействия с детьми, стили общения (воспитания) с детьми, общие направления воспитательного процесса, проблемы дисциплины в воспитании приемных детей, принципы и формы наказания и поощрения. В завершение обучения проводится торжественное вручение удостоверений о прохождении школы по побору и подготовке замещающих семей и памятных подарков, а также круглый стол рефлексии. В связи с занятостью участников эксперимента все занятия проводятся в вечернее время. Кроме того, кандидаты в замещающие родители имеют возможность посещать занятия в удобное для них время в индивидуальном порядке. В режиме эксперимента за это время прошли обучение в школе уже три группы участников. | |
| |
Просмотров: 3755 | |
Всего комментариев: 0 | |