Школа и родители: этапы развития социального партнерства
Из статьи Хоменко И.А., к.п.н., доцента,
зав. кафедрой педагогики и психологии семьи
РГПУ им. А.И. Герцена
Социальное партнерство, как известно, объявлено одним их стратегических направлений модернизации российского образования. Однако в большинстве публикаций на эту тему культивируется идея создания попечительских (или управляющих советов), различных формальных и неформальных общественных объединений, призванных помочь школе выполнять свои прямые обязанности. Но необходимо разграничить две проблемы: создание полноценно функционирующего образовательного учреждения и создание демократической структуры в образовательном учреждении. Как показывает практика эти две вещи могут и не совпадать. Цель данной статьи – представить механизм построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми понимаются такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. По глубочайшему убеждению автора статьи, попечительские советы (или иные формальные структуры) могут быть исключительно итогом работы школы с родителями (социумом), а никак не их целью или, тем более началом. Поэтому любой руководитель образовательного учреждения должен ясно представлять себе этапность такой работы и основные её проблемы. Речь идет о тех руководителях, которые хотели бы выстроить именно партнерские отношения с родителями, то есть отношения с разделенной ответственность за конечный результат. В построении партнерских отношений можно выделить три этапа: · знакомство; · совместная деятельность; · партнерство. На первом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. На данном этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Публичное обнародование своих приоритетов позволит привлечь именно тот контингент, которому эти идеи покажутся очень близкими. Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности. На втором этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы. Здесь важно понятие общего вклада, то есть разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. На втором этапе необходимо спроектировать совместную деятельность с родителями и осуществлять мониторинг. Так называемые родительские собрания необходимо превратить в круглые столы или совещания, на которых будут решаться стратегические вопросы, а не производиться сбор денег «на нужды школы». Необходимо разработать вариант договора между школой и родителями, в котором должны быть определены «зоны ответственности» каждой из сторон. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности. Именно поэтому принудительное создание попечительских советов и других формальных объединений противоречит идее социального партнерства в принципе. Пока участники сами не дозрели до необходимости формализовать свою деятельность, создавать эти структуры совершенно бесполезно. Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность, то есть нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. И третий признак партнерских отношений - это взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия. Источник: http://www.orenedu.ru/files/koncept/region/1.doc | |
| |
Просмотров: 6554 | | |
Всего комментариев: 0 | |