Каждодневная воспитательная деятельность творчески работающего педагога-практика
представляет собой развернутое во времени коммуникативно-смысловое пространство,
располагающее огромным потенциалом для отработки авторских педагогических идей.
Другое дело, с какой степенью активности, сознательности и целеустремленности
тот или иной педагог-практик воспользуется таким потенциалом, с какой степенью
компетентности функционирующие в образовательном учреждении службы методического
и психологического сопровождения окажут помощь ему в этом непростом вопросе. Авторская педагогическая идея - лаконично сформулированная мысль, в обобщенном плане фиксирующая инновационную суть той или иной стороны, грани, ракурса профессионального педагогического опыта. Теоретически анализируя на протяжении нескольких лет различного рода профессиональные воспитательные достижения опытных педагогов-практиков, мы в большинстве случаев обнаруживаем в типичной картине становления высокого воспитательного профессионализма некоторые <узловые моменты>, в которых достаточно отчетливо дает о себе знать определенная технологическая цепочка. Суть этой цепочки, на наш взгляд, выражается, во-первых, в изначальном, большей частью интуитивном, зарождении авторской педагогической идеи, во-вторых, в ее последующем более или менее длительном вызревании и, в-третьих, в завершающем терминологическом оформлении, иными словами, оснащении соответствующим терминологическим аппаратом. Именно эти динамические свойства авторской педагогической идеи, устойчиво сохраняющиеся при любых стратегических и тактических, содержательных и структурных преобразованиях профессиональной воспитательной деятельности, мы назвали термином универсальная топология авторских педагогических идей. Топология [гр. topos место, местность + гр. logos слово] - раздел математической науки, изучающий наиболее общие свойства геометрических фигур, не изменяющиеся при любых непрерывных преобразованиях. Топология авторских педагогических идей - раздел профессиональной педагогической
науки, изучающий универсальную логику, динамику, принципы и механизмы вызревания
авторских педагогических идей в составе профессионального воспитательного опыта
творчески работающих педагогов-практиков. Автор, по данным многочисленных словарей и справочников, есть создатель уникального творческого продукта, в том числе и педагогического, функционирующего в воспитательном пространстве любых социально значимых образовательных систем. Для теоретически убедительного подтверждения педагогического авторства от конкретного воспитателя-профессионала требуется, как минимум, развернутая характеристика собственного опыта, в особенности, отрефлексированность, осмысленность, технологическая отработанность соответствующей инновационной стороны своей профессиональной деятельности, будь то сторона концептуально-содержательная, организационно-педагогическая или методико-технологическая. Вне системного научно-методического обоснования любая авторская педагогическая идея, как правило, остается нежизнеспособной, а значит, не приносящей ощутимой социально-профессиональной пользы для всего сообщества педагогов-воспитателей, будь то учителя-предметники, классные руководители, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др. Мы убеждены в том, что любая авторская педагогическая идея интересна сегодня не только своей абстрактной самоценностью, но и освоенностью, являясь особым инструментально-технологическим средством развития воспитательного профессионализма всего педагогического коллектива, а шире - и всего сообщества педагогов-практиков. Как это сделать? Как оптимальным образом выйти из узкоориентированного <авторства для себя> к более перспективному <авторству для других>? В поисках убедительного научно-методического ответа на данный ключевой вопрос в ближайшей перспективе предстоит объединить усилия как самих творчески работающих педагогов-практиков, так и всех служб социально-профессионального сопровождения целостного воспитательного процесса. Л. И. Боровиков заведующий кафедрой педагогики НИПКиПРО Источник: http://www.sibvido.ru/04_08/iz_1_ruk.html | |
| |
Просмотров: 5353 | | |
Всего комментариев: 0 | |