Даже учителю, знающему объем
материала, эта четверть дается нелегко. Поэтому стоит сообщить ребятам
о последовательности учебных тем, их объеме и примерной трудности
Ну
вот, отпраздновали все что можно. А впереди третья четверть. Вся.
Предстоящие учебные недели простираются до горизонта, как дорога в
степи. И чтобы сохранить силы и рабочий настрой на протяжении всего
долгого пути до весенних каникул, нужно умело войти в эти первые
учебные дни.
Как встретишь, так и проведешь…
Этот лозунг почему-то актуализируется только под Новый год, хотя
вполне применим к любому достаточно долгому периоду времени. Например,
к самой протяженной четверти. Поэтому начнем ее плавно, легко и без
надрыва. Естественно, за период затяжного безделья из ученических
голов выветрилась значительная часть знаний. Еще более естественно
выяснить, что же там все-таки уцелело, чтобы знать, с какого места
двигаться дальше. Значит, займемся повторением. Но не с целью уличить и
найти повод для порицания, а именно для дальнейшего продвижения в
предмете. Кстати, если повторение носит не карающую, а вдохновляющую
окраску (об одном из приемов читайте на следующей странице), ребята
легко вспомнят все подзабытое за каникулы. Разумеется, тому, кто не
усвоил материал, вспоминать нечего, и по отношению к каждому такому
ученику повторение будет сугубо диагностическим моментом: здесь в
знаниях существенная прореха, и сколько бы следующих учебных тем мы на
нее ни нагромождали, все будет проваливаться.
Итак, знания важны не сами по себе, на их основе мы сможем двигаться
дальше в логике учебного предмета и в личностном развитии. Повторение
дает возможность не только провести «инвентаризацию» имеющихся ЗУНов,
но и даст информацию об учебной стратегии каждого ребенка. Что хуже
всего удерживается в памяти ?– сведения, логические связи, формулы?
Если одна и та же позиция дает сбой после каждого перерыва, стоит
поискать индивидуальный прием для ее удержания. Иногда на прочность
усвоения влияет способ его изучения. Например, ребенок, явно усвоивший
предыдущий материал по предмету и успешно написавший все контрольные,
через пару месяцев благополучно забывает почти все. Есть такие
скорохваты, выезжающие на сообразительности и кратковременной памяти. И
это не минус, а прекрасная способность. Просто в дальнейшем хорошо бы
ее учитывать, использовать, но для присвоения знаний провести
дополнительную работу.
Немало и таких ребят, у которых из головы выборочно выветриваются те
разделы, при изучении которых ученик не чертил самостоятельно схемы,
или не участвовал в лабораторной работе, или не составлял конспект.
Нужно просто уловить эту тенденцию при анализе, и ребенок уже сам
сможет подбирать индивидуальные формы усвоения материала.
Если же с какой-либо темой возникают затруднения у большого количества детей, это уже информация к размышлению для учителя...
Для некоторых выдающихся любителей побездельничать и почти для всех
малышей повторение становится еще и фактором, облегчающим адаптацию. Им
нужно время для постепенного включения в рабочий режим, вхождения в
школьный уклад. Новый трудный материал или суровые требования в первые
учебные дни приведут лишь к стрессу, а вот вспомнить что-то знакомое,
да еще в игровой форме – совсем другое дело.
Шаг за шагом
В первые учебные дни во время повторения мы оглянулись назад и
собрались с духом. Теперь наступил момент посмотреть вперед, наметить
конечную цель, рассчитать силы, распределить нагрузку по этапам пути.
Ведь даже учителю, знающему объем материала, нелегко дается третья
четверть. Что же говорить о ребенке, который видит только на один
шаг-урок вперед? Попробуйте-ка сами идти в низко надвинутом капюшоне по
незнакомой местности, не зная, далеко ли до привала. Пусть даже в
сопровождении проводника-педагога. Согласитесь, в такой ситуации очень
бы хотелось знать, что придется преодолеть и куда, собственно, идем.
В школьной реальности это означает, что в первые же дни четверти
учитель подробно информирует ребят о последовательности учебных тем, их
объеме, примерной трудности (по опыту прошлых лет преподавания) и
договаривается о форме подведения итогов. В условиях нашей… умеренной
демократии в школе вряд ли у многих учителей есть возможность обсуждать
с учениками последовательность тем, варьировать продолжительность их
изучения, корректировать учебный план в зависимости от успешности
прохождения материала (хотя именно в этом заключается и пресловутая
субъектность, и большая часть проектных навыков, и суть демократии в
школе – просто демократии, без прилагательных). Тем не менее внутри
каждого раздела можно найти пространство для маневра и, главное, для
самостоятельности (и ответственности!) ребят. К примеру, на изучение
темы отводится восемь часов. Предложите ученикам сократить время до
шести-семи, а резерв потратить на устранение недочетов и исправление
отметок. Для того чтобы составить реальный план изучения материала,
непременно нужно договориться о промежуточном контроле результатов: о
сроках, критериях оценки, возможности пересдать. Одно из достоинств
такого учебного проектирования – в его гибкости. По результатам
изучения каждого блока можно оценить, насколько удачно он был
спланирован, и учитывать ошибки при разработке следующей темы.
Это означает, что план на всю четверть должен быть очень примерным, без
детализации, он будет постоянно корректироваться. А текущая тема
проектируется гораздо более подробно. Информация должна быть вывешена в
доступном месте, при этом хорошо бы распечатать ее еще и для каждого,
чтобы ученики могли вписывать туда свои частные образовательные задачи
– те самые, которые наметились в процессе повторения.
И в результате…
Из-за шквала модных тестов, контрольных всех уровней и прочей
формальной отчетности в конце года итоги третьей четверти можно
рассматривать как последнюю возможность оценить продвижение ребенка
спокойно, внимательно и по делу. Недаром в конце марта принято
проводить ученические конференции, отчеты школьных научных обществ, в
это же время проходят презентации творческих работ и исследований,
подготовленных в течение года. Ребятам очень важно уже сейчас
понимать, повлияет ли уровень этой годовой работы на отметку в
четверти, или она будет выставляться по результатам контрольной,
зачета, реферата. Можно ли будет выбирать форму аттестации? Каковы
критерии оценки?
Если, например, итоговая проверка планируется в форме зачета по
билетам, следует как можно раньше их обнародовать. Возможен вариант,
при котором каждый составляет для себя перечень зачетных вопросов,
тогда его нужно в намеченный срок согласовать с учителем. Если
несколько учеников выберут такую форму, из их списков вопросов можно
сделать микст, из которого будут тащить билеты все авторы.
У реферата, как формы итоговой работы, тоже есть свои преимущества. Его
могут выбрать медлительные дети или те, кто решил в этой четверти
осваивать опыт публичных выступлений. О критериях оценивания тоже нужно
договариваться чем раньше, тем лучше. Часть их может быть инвариантной:
объем, содержательность, логичность, научность и так далее. А некоторые
будут персональными. Пусть тот, кто боится оторваться от заранее
написанного текста, попробует говорить, опираясь лишь на подробный
план; у плохого рассказчика, вечно бубнящего себе под нос, оценим
живость и красоту изложения (пусть потренируется перед зеркалом или с
диктофоном); у мало и неохотно читающего ребенка особо отметим список
литературы. За такие индивидуальные достижения можно предусмотреть
отдельную награду, если ребята будут опасаться, что из-за этого
снизится четвертная отметка. Вообще-то персональные критерии должны
только повышать балл: вы же не будете сравнивать плохого рассказчика с
Цицероном, а посмотрите, насколько лучше он стал говорить по сравнению
с прошлым разом. И непременно будет лучше, если он хоть сколько-нибудь
поработает над риторикой. Только объявите обо всех условиях заранее,
чтобы каждый ребенок с самого начала работы над рефератом учитывал все
критерии или отказался от этой формы в пользу зачета, например.
Чем подробнее вы опишете конечную цель, тем более осмысленной будет
работа в течение всей четверти – работа на понятный результат.
Источник: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200900114 |