Формы взаимодействия педагога и семьи
11 Апреля 15, 11:10 | |
Формы взаимодействия педагога и семьиАверченкова Любовь Ивановна, учитель информатики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 города Няндома» Аннотация:
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Взаимодействие семьи и школы направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Ключевые слова: работа с родителями, сотрудничество. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Именно семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. В основе такого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременное и педагогически обоснованные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи. Для успешного и эффективного взаимодействия семьи и школы, классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания Какие же формы работы я использую? Основными формами работы с семьёй в школе являются групповые и индивидуальные. К индивидуальным формам относятся организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. К групповым формам работы с семьёй относятся такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врачей, психологов и т.д. Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Когда я беру детей в 5 классе, эту форму я часто использую. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Так же в письменном виде можно поздравить родителей с праздником. Одна из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д. Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей. Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Собрания могут быть: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете, общешкольные собрания. Организация совместных мероприятий. Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы. Если говорить о нетрадиционных формам сотрудничества семьи и школы относятся, которые я использую в своей работе: Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. -Тренинги для родителей -Психологические разминки -Круглые столы -Устные журналы -Практикумы для родителей -Вечер отдыха для родителей и детей Одной из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями является клуб «Весёлая семейка». Большую роль в организации и работы семейного клуба играет классный руководитель. В клуб «Веселой семейке» разбит на сектора: спортивный, научный, организаторы мероприятий, изобразительный и т.д. Всем руководит классный руководитель. На весь год составлен план мероприятий для клуба. Клуб мне помогает организовать: 1. Совместный досуг всех семей классного коллектива; 2. Приобщение родителей к участию в жизни класса, школы; 3. Развитие творческих способностей детей; 4. Формирования семейных ценностных ориентаций. Список используемой литературы 1.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров– М., 1985. – 263с. 2.Педагогика / Под редакцией П. И. Пидкасистого; М-во высшего и среднего специального образования - М., 1996. – 285с. 3.Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый; Учебник для вузов. - М., 2003 г. – 352с. | |
| |
Просмотров: 3340 | Загрузок: 104 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|