Как организовать помощь ребёнку, испытывающему трудности при изучении русского языка
11 Апреля 15, 05:21 | |
Как организовать помощь ребёнку, испытывающему трудности при изучении русского языка Советы учителя-практика Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Рязани Аннотация
Есть родители, которые говорят, что не в состоянии помочь детям учиться по русскому языку, так как не имеют соответствующего образования. В статье рассказывается, как в домашних условиях организовать помощь ребёнку, испытывающему трудности при изучении русского языка. Ключевые слова: повышение грамотности, орфографическая зоркость, зрительная память, зрительный диктант, самодиктант, самопроверка Многие учащиеся испытывают трудности при изучении русского языка. Родители должны помочь детям овладеть этим предметом. Как же помочь своему ребёнку повысить грамотность? Во-первых, необходимо взять под особый контроль выполнение домашней работы по русскому языку с первых дней обучения ребёнка в школе. Приучите детей к определённому порядку выполнения домашних заданий по русскому языку: прежде чем приступить к выполнению упражнения, надо заучить грамматическое правило, а затем выполнять письменные упражнения. Необходимо, чтобы, выучив правило, ваш ребёнок выработал алгоритм его применения на практике. Было бы хорошо выполнить письменное упражнение в уме и только потом записать его в тетрадь. Родителям не составит труда проверить и знание детьми правила, и умение применять его при письме. Во-вторых, родители организуют занятия по русскому языку в домашних условиях с теми учащимися, которые отстают по этому предмету и допускают много ошибок при выполнении упражнений. Известно, что в результате постоянных тренировок любой навык может быть доведён до автоматизма. Навык грамотного письма не является исключением из этого правила. Какие виды заданий можно порекомендовать родителям для занятий с детьми? Пользу приносят так называемые зрительные диктанты, которые развивают зрительную память и орфографическую зоркость. Ребёнку даётся для чтения какой-нибудь текст небольшого объёма в книге или напечатанный на листке бумаги. После того как ученик несколько раз прочитает текст, книгу или листок убирают и предлагают записать прочитанное по памяти. Записанный по памяти текст сверяется с оригиналом. Обнаруженные ошибки выписываются. Над ошибками проводится специальная работа: родители указывают грамматическое правило, незнание которого явилось причиной ошибки, предлагают ребёнку повторить его или заучить заново это правило, просят придумать 2 – 3 предложения с употреблением слова, написанного с ошибкой. Такие упражнения надо проводить не чаще одного раза в неделю. Они будут способствовать развитию зрительной памяти и улучшению грамотности. Орфографическую зоркость у школьников можно развивать и с помощью написания самодиктантов. Методика проведения такого диктанта проста: ребёнок самостоятельно заучивает текст наизусть, а затем записывает его по памяти. После этого вновь открывает текст и проводит самопроверку. Можно рекомендовать разные приёмы самопроверки: сверить свою запись с печатным текстом, осуществить проверку по орфографическому словарю, отмечая найденные ошибки цветным карандашом. Проверив работу, школьник сам ставит себе оценку. Можно порекомендовать и такой приём, как списывание с готового текста. Конечно, списывание должно быть осмысленным. Дело в том, что неправильно списанные слова на некоторое время застревают в памяти, и такое списывание может нанести лишь вред. Поэтому нужно добиваться от детей, чтобы они списывали текст без ошибок, запоминая правильный буквенный облик слова. Нужно приучать ребят к самопроверке. В основе грамотного письма лежит принцип понимания языковых значений. Поэтому в занятия с детьми надо включать и такие упражнения, которые обеспечивают усвоение лексического значения слова и способствуют запоминанию норм сочетаемости слова. Это в свою очередь обеспечивает и развитие языкового чутья. Важно, чтобы ребёнок понимал смысл значащих единиц языка: морфем, слов, словосочетаний, предложений, текста. Для выработки грамотного письма полезна работа с этимологическим словарём. Профессор Л.П. Федоренко [3] считает, что усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной. Поэтому, речь родителей играет немаловажную роль в повышении грамотности ребёнка. Ребята прислушиваются к каждому слову взрослых и употребляют их в своей речи так, как слышат от других. Родители должны следить за своей речью и добиваться правильности произношения каждого слова. Нужно своевременно исправлять ошибки в речи детей, делать им замечания. Полезные рекомендации по организации помощи ребёнку в овладении грамотным письмом родители могут найти в книге Н.Сычевой «Пишем без ошибок» [2]. Здесь же представлены и различные задания, направленные на формирование орфографических навыков. Самостоятельную работу старшеклассников советую организовать с помощью «Лингвистического тренажёра по русскому языку», разработанного профессором Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина Е.В.Архиповой [1]. Книга содержит правила орфографии и пунктуации, представленные в виде моделей и алгоритмов, систему обучающих и контрольных тестов по основным разделам русского языка, а также специальные тесты-тренажёры для выработки навыков грамотного письма. Родителям важно помнить: занятия с детьми не должны носить эпизодический характер, постарайтесь проводить их систематически. Не забывайте хвалить ребёнка. Только при соблюдении этих условий можно добиться положительных результатов. Литература 1. Архипова Е.В. Лингвистический тренажёр по русскому языку: правила, алгоритмы, тесты. – М.: Просвещение, 2007. 2. Сычева Н. Пишем без ошибок. Все правила русского языка. 100% грамотность за 20 минут в день. – М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак; Владимир: ВКТ, 2010. (Главная книга родителей). 3. Федоренко Л.Т. Закономерности усвоения родной речи. – М.: Просвещение, 1984. | |
| |
Просмотров: 3578 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
|