«Организация коррекционной работы с семьями СОП»
04 Апреля 15, 11:37 | |
«Организация коррекционной работы с семьями СОП» Автор: Жирнова Ирина Анатольевна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 86» г. Березники Пермский край. Аннотация Автор доклада рассказывает об организации коррекционной работы с семьями СОП в специализированном дошкольном учреждении, об условиях, обеспечивающих защиту и всестороннее развитие ребенка при оптимальном взаимодействии общественного и семейного воспитания. В докладе раскрываются основные этапы взаимодействия с диссоциальными семьями, приводятся примеры из опыта работы. Из доклада можно узнать о традиционных и нетрадиционных формах работы с родителями группы риска. Ключевые слова: неблагополучные семьи, группа риска, нетрадиционные формы работы, взаимодействие. Введение
Нет семей без проблем. Большинство семей успешно справляются с ежедневно возникающими проблемами. Часть семей сталкиваются с серьезными проблемами, однако уровень семейной сплоченности, культуры, социальной компетентности, достатка, здоровья позволяет им найти выход из тяжелейших ситуаций. Эти семьи способны осознать проблему, искать и находить помощь. И, наконец, есть семьи, где проблемы не осознаются и тем самым загоняются внутрь. Этому способствует низкий уровень культуры и социальной компетентности. Актуальность Изменение социально-экономического положения населения в России, снижение материального уровня жизни многих семей, утрата ими нравственных и семейных устоев негативно отражается на положении несовершеннолетних, обуславливают социальную запущенность, беспризорность, рост правонарушений, агрессии в детской и подростковой среде. Работа по решению вопросов профилактики безнадзорности несовершеннолетних наиболее эффективна при раннем выявлении диссоциальных проявлений в семье. Именно профилактика на первом ее уровне дает уменьшение асоциальных явлений в обществе и повышение качества жизни. Цель: Создание условий, обеспечивающих защиту и всестороннее развитие ребенка при оптимальном взаимодействии общественного и семейного воспитания. Основные задачи: • Раннее выявление детей дошкольного возраста, проживающих в семьях, оказавшихся в социально опасном положении. • Формирование правового просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни и профилактики вредных зависимостей членов семьи СОП и группы риска. • Организация образовательной, развивающей, досуговой деятельности дошкольников в ДОУ тубинфицированных дошкольников. Основными этапами своей работы по профилактике семей СОП и группы риска, считаем: 1. Выявление и учет семей, находящихся в СОП и группе риска. 2. Посещение семей данной категории. 3. Коррекционная работа: • Консультации; • Индивидуальные беседы с родителями; • Оказание различных видов помощи семьям данной категории. На каждую семью заводится личное дело, которое включает в себя акты обследования материально-бытовых условий семьи, план индивидуальной профилактической работы с семьей. 1. Для того чтобы спланировать работу с родителями СОП и группы риска, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому свою работу начали с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для целенаправленного получения информации проводили анкетирование среди родителей воспитанников на тему «Социальный портрет семьи». Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Для выявления скрытых проблем семейного воспитания предлагали детям рисование на тему «Моя семья», «Мой дом» - анализ рисунков воспитанников помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается. Беседовали с детьми («Кто живет в моей семье», «Семейные обязанности», «Выходной день» и др.), ведь они очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. 2. Основной формой работы с неблагополучными семьями является социально-педагогический патронаж. При обследовании материально-бытового положения семей получаем информацию об условиях проживания ребенка, о семейных традициях, о взаимоотношениях в семье, о взаимодействии членов семьи с ребенком, между собой, с педагогами, о роли членов семьи в воспитании ребенка. 3. Содержание работы с родителями группы риска реализуем через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ тубинфицированных дошкольников. В работе с родителями группы риска активно используем разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. В течение года проводились родительские собрания, консультации: «Не дайте ребенку стать трудным», «Ругать или поощрять?», «Особенности развития вашего ребенка»; беседы: «Пусть наши дети будут лучше нас», «Почему дети не доверяют взрослым»; анкетирование по разным вопросам; семинары-практикумы: «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников», «Как преодолеть негативное отношение старших детей к младшим»; круглый стол «Ошибки, который совершать нельзя», «Искусство быть родителями». Помимо этого, просветительская и профилактическая деятельность осуществлялась путем оформления информационных стендов, посвященным профилактике детско-родительских конфликтов и гармонизации внутрисемейного общения; папок-передвижек: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Формирование личности ребенка, через единства воспитательных требований между семьей и детским учреждением», «Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу семьи»; буклетов: «Три кита лечения туберкулёза у детей: профилактическое лечение, усиленное питание, витаминизация»; выставки детско-родительских работ по изодеятельности: «Веселое Лимпопо», «Любимая книга моей семьи» и др. Приоритетными формами взаимодействия с семьей являются совместные досуговые мероприятия. Чтобы пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в делах группы, установить теплые неформальные отношения между педагогами, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, были проведены праздники: «Осень», «День пожилого человека», «Моя любимая мама», посвященный Международному Дню матери; развлечение «Праздник Цветов», показ театрализованного представления «Заюшкина избушка» с участием детей нашей группы. Проведение совместной выставки родителей и детей «Куклы обереги» позволяет укрепить взаимодействие воспитателей группы с семьями воспитанников группы риска, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. И еще об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не забывайте об этом. Список литературы: 1. Агавелян М.Г. Данилова Е.Ю. Чечулина О.Г. «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями», Москва Творческий центр «Сфера», 2009 г. 2. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2012 г. | |
| |
Просмотров: 10876 | Загрузок: 163 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|