Роль семьи в формировании личности
14 Мая 14, 22:55 | |
Роль семьи в формировании личностиКруглова Светлана Александровна,
учитель математики МБОУ Яминская СОШ имени А. А. Бирюкова х. Яминский Алексеевский районВолгоградская область Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями. Родительское собрание помогает прийти к единому мнению по тому или иному вопросу о воспитании наших детей Нетрадиционная форма собрания –обсуждение ситуаций родителями «Там, где нет мудрости родительского воспитания,
любовь матери и отца к детям уродует их». В.А. Сухомлинский Ход собрания: Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, затем в собственной. Семья-это школа любви для взрослых и детей. Главными воспитателями своих детей являются родители. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и школа. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями. У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть. Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей, какое он занимает положение в семье. Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других; Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он—«квартирант». Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети--свидетели. А может они учатся жить у жизни. У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения. В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра Есть могучая единственная сила, которая способна запечатлеть в душах наш образ. – это любовь. Есть она в наших родительских сердцах- значит есть чем воспитывать детей. Нет ничего опаснее для семьи. Для школы. Чем ребенок страдающий, несчастный на обломках своей веры. И если ребенок становится непослушным, до него не доходят добрые слова, в таких случаях надо посмотреть пристально на себя. Где-то есть трещинка, вначале маленькая, незаметная. а трудно. Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Рассмотрим ситуации… Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем. Ситуация1 На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына... Ситуация 2 Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы... А теперь послушайте, что мы обычно говорим своим детям и представьте себя в роли детей: До школы: « Вставай или ты снова опоздаешь в школу!», « Ты должен съесть что-нибудь на завтрак» «Как ты выглядишь ?. Надень что-нибудь приличное» После школы: «Ты забыл вынести мусор», «Иди ужинать, почему я должна звать тебя сто раз!», «Здесь пора убираться. Что за комната. Позор! Здесь некому прислуживать за тобой!» И так в течение дня. Если бы вы были ребенком и ваши родители сказали бы вам это сейчас, как бы вы себя чувствовали? И после такой негативной информации как бы вы относились к своему дому, своей семье? Законы семьи. Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо чтобы в семье были и действовали законы семьи. На доске зашифрованные законы. Я предлагаю вам сформулировать каждый. Их всего четыре. 1. Закон единства требования отца и матери 2. Закон значимости похвалы для ребенка 3. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи 4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, он состоится как человек и как личность Несколько советов 1. Относитесь к ребенку как к самому дорогому гостю 2. Боритесь с раздражением. 3. Мой дом - моя крепость - это должны чувствовать дети. 4. Чаще произносите слова «Это семейное правило» чтобы предотвратить споры и ссоры. Семейные правила могут поддержать авторитет родителей и поведенческие нормы. 5. В правовом деле есть пятая поправка, которая гласит « Вы не обязаны свидетельствовать против себя». Не забывайте это право пятой поправки в домашнем кодексе, когда в чем-то подозреваете детей. Ребенок оказывается в ситуации когда признание несет за собой суровое наказание. Это создает чудовищный соблазн - солгать. Помните, что порой достаточным наказанием для ребенка будет сказать вам правду и признать свою вину. Тут речь идет не о серьезном проступке, конечно. Есть могучая единственная сила, которая способна запечатлеть в душах наш образ. – это любовь. Есть она в наших родительских сердцах- значит есть чем воспитывать детей. Нет ничего опаснее для семьи. Для школы. Чем ребенок страдающий, несчастный на обломках своей веры. И если ребенок становится непослушным, до него не доходят добрые слова, в таких случаях надо посмотреть пристально на себя. Где-то есть трещинка, вначале маленькая, незаметная. РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит. Там, где аббат не враг вина, Вся братия пьяным -пьяна. Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом Чтобы не каяться потом. Себастьян Брандт
Литература: Е. В. Васильева Нравственное воспитание в семье Волгоград «Учитель» 2008г Л. Е. Пахомова С любовью к детям Материалы к родительским собраниям Волгоград «Учитель» 2008г Т. В. Попова учимся понимать подростка Родительские собрания Волгоград «Учитель» 2007г | |
| |
Просмотров: 2376 | Загрузок: 122 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | ||||||||
|