Детско-родительское сотворчество как форма нестандартной работы с семьей в условиях дополнительного образования
15 Апреля 14, 10:20 | |||
Детско-родительское сотворчество как форма нестандартной работы с семьей в условиях дополнительного образованияВалуева Наталья Геннадьевна, педагог дополнительного образования (детское объединение «Арт-Студия»), МБОУ ЦПМСС «Преображение» г. Тулы В данном материале отражен опыт работы с родителями учащихся педагога детского художественного объединения. Метод сотворчества очень продуктивен и просто увлекателен, особенно с учащимися дошкольного возраста, да и родители детей (сами еще достаточно молодые люди) охотно откликаются на участие в таких совместных занятиях и часто предлагают свои темы и идеи. Всем известно, что на протяжении всего детства, решающую роль в развитии ребенка играют окружающие его взрослые. Прежде всего, это родители, искренне любящие своего малыша, внимательные к его нуждам и увлечениям. В семье учитываются все возможности ребенка, создаются условия для их осуществления. Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком родители удовлетворяют его потребность в ласке, внимании, помогают овладеть навыками поведения и постижения окружающего мира, направляют его деятельность, непосредственно влияют на его развитие. Нередко родители недооценивают роль своих действий в развитии ребенка, но, при желании, всегда можно найти оптимальный для себя и своего ребенка путь воспитания его эмоциональной сферы, поддержки его творческого потенциала, развитие которого подчиняется закону взаимодействия ребенка и взрослого. Любая педагогическая система без семьи будет бессмысленна. Многочисленные исследования убедительно показали, что семья и образовательное учреждение – это воспитательный тандем, который создает оптимальный условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Ранний возраст является важным для всего последующего, умственного, эмоционального и физического развития человека. Дети раннего возраста готовы воспринимать и учиться, но без помощи взрослых им это не под силу. Практическая работа педагога с родителями детей в нашем объединении «Арт-Студия» реализуется через различные коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, в том числе через психолого-педагогическое просвещение, родительское соучастие в работе педагога (формирование активной педагогической позиции родителей), и конечно же родительское сотворчество. Кроме традиционных форм работы с родителями я в своей педагогической практике использую такую нестандартную форму работы, как проведение уроков, на которых присутствуют дети вместе с их родителями, выполняя задание совместными усилиями. На занятие, (которое может быть как групповым, так и индивидуальным), вместе с учеником 5-6 лет, приглашается родитель ребенка, как правило, это бывает мама. После установления личного контакта, я предлагаю тему предстоящего занятия. Так как в нашей студии мы с детьми не только рисуем, но и занимаемся декоративно- прикладным творчеством (лепкой, аппликацией, росписью и т.д ), темой для совместного занятия я выбираю изготовление какой-либо поделки или декоративного изделия, сувенира. Предлагаю вам ознакомиться с таким занятием, проведенным мною в нашем объединении. Тема проведенного мною занятия – «Декупаж пасхальных яиц» - была обусловлена предстоящим праздником Пасхи и была крайне интересна и детям, и взрослым и вызывала только положительные эмоции, что немаловажно для заинтересованной, а значит продуктивной работы. Декупаж (фр. Decouper- вырезать) – техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении (приклеивании) рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету, далее происходит покрытие полученной композиции лаком для долгоговечности и красоты. Истоки декупажа восходят к средневековой Германии, где вырезанные картинки использовались для украшения мебели. Декупаж был в моде и в Англии, и во Франции, но в России он получил массовое распространение лишь в начале XXI века. Сейчас эта старинная техника используется в разных странах для декорирования подносов, мебели, елочных украшений, часов, шкатулок, посуды, шляпок, и т. д. Декорировать можно практически любую поверхность: свечи, керамику, дерево, ткань и т.д. Для декупажа необходимы картинки, которые собственно и наклеиваются на какой – либо предмет. Это могут быть специальные рисунки, напечатанные на тонкой рисовой бумаге. На наших занятиях, мы используем в качестве картинок различные узоры, вырезанные из красочных столовых салфеток. Итак, для проведения занятия на тему «Декупаж пасхальных яиц», нам были необходимы следующие материалы: - настоящие куриные яйца или муляжи, пустые внутри - столовые салфетки с ярким красочным рисунком - атласные ленты шириной 0,5 -1 см, спички - ножницы, клей ПВА, кисточки для клея. Перед началом занятия дети с мамами усаживаются за один общий стол, и я знакомлю их с заданием, рассказываю об истории данной техники, ее приемах и способах исполнения, показываю предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные в технике декупаж. Затем следует демонстрация готового изделия, выполненного в данной технике, представление образца готового сувенирного изделия, который в результате должен получиться, благодаря совместному труду мамы и ребенка. Затем разделяются их обязанности и функции, т.е. кто и какие действия должен будет выполнять во время урока. Ученику я поручаю выбрать на салфетке какие-либо красивые рисунки и вырезать их. А пока ребята занимаются порученным делом, помогаю мамам подготовить яйцо для украшения - с помощью спички продеть в отверстия, расположенные с двух сторон, тонкие атласные ленты, которые будут являться и элементом декора, и выполнять практическую функцию - служить петельками для подвешивания. Хочу заметить, что такие элементарные на первый взгляд действия зачастую бывают очень трудны или почти невыполнимы для взрослого, поэтому приходится активно помогать не только ребенку, но и его маме. Когда все элементы декора, необходимые для работы, приготовлены, мы все вместе приступаем к непосредственному украшению яйца. Я беру в руки заготовку, приготовленный рисунок, кисть с клеем и начинаю приклеивать к яйцу рисунок, показывая, как это нужно правильно делать, соблюдая технологию. Именно в этот момент и начинается непосредственное совместное творчество ребенка и его родителя, т.к. ребенку бывает очень трудно одному справиться с аккуратным обклеиванием яйца рисунком, вырезанным из тонкой и очень нежной бумаги, не повредив рисунка и не испортив будущего изделия. На этом этапе занятия каждая мама активно помогает своему ребенку, поддерживая заготовку и расправляя кистью складочки, образующиеся в процессе декупажа. Я на данном этапе проведения занятия выполняю функцию консультанта и помощника, при необходимости оказывая помощь в работе. Следует заметить, что мамы очень активно и увлеченно изготавливают поделку вместе со своим ребенком, проявляя творческую фантазию и воображение. Так, в процессе сотворчества происходит гармоничное слияние непосредственного, искреннего детского творчества, и так необходимого мастерства, твердости руки его взрослого помощника. Когда декорирование яйца завершено и вся его поверхность покрыта красивым рисунком, следует отложить готовый сувенир в сторону, а лучше всего подвесить для просушки, после которой окончательно проявится вся его яркость и красота. На данном, завершающем этапе мы все вместе подводим итоги прошедшего занятия, оцениваем результат, осуждаем эстетические и практические стороны изготовленной нами поделки, и конечно, просто любуемся эффектным сувениром, изготовленным собственными руками. С целью вовлечения родителей и детей в одно общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослого и ребенка, я в своем объединении провожу такие совместные занятия. В результате, у детей развивается мелкая моторика рук, фантазия, образное мышление, прививаются навыки аккуратности и терпения. Мама, являющаяся для ребенка самым важным и авторитетным советчиком, на таком занятии оказывается еще и коллегой и помощником, и отчасти таким же учеником, как и сам ребенок. Между педагогом и родителем устанавливается тесный контакт, формируются доверительные отношения. В результате совместного творческого союза «педагог-ученик-родитель» происходит творческое взаимодействие, помогающее родителю лучше понимать психологические и творческие потребности ребенка, а также реализовывать их, а педагогу – легче найти индивидуальный подход к своему ученику. И конечно, произведение искусства, созданное благодаря маминой помощи, получается более качественным и красивым. А видя собственноручно изготовленную поделку, ребенок становится более уверенным в своих силах и укрепляется в желании творить снова и снова, дальше двигаясь к новым творческим успехам. Литература 1. http://festival.1september.ru/parents/page-3 2. Алымова Н.А., Белибихина Н.А. Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы. – Волгоград: Учитель, 2008. 3. http://www.prodlenka.org/dopolnitelnoe-obrazovanie-publikatcii.html 4. «Дополнительное образование и воспитание», №11, 2012 г. | |||
| |||
Просмотров: 2921 | Загрузок: 133 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | ||||||||
|