Детско-родительское сотворчество как форма нестандартной работы с семьей в условиях дополнительного образования
15 Апреля 14, 10:20

Детско-родительское сотворчество как форма нестандартной работы с семьей в условиях дополнительного образования


Валуева  Наталья  Геннадьевна,
 педагог  дополнительного  образования
(детское  объединение  «Арт-Студия»),
МБОУ ЦПМСС «Преображение» г. Тулы


     В данном материале отражен опыт работы с родителями учащихся  педагога  детского  художественного объединения. Метод сотворчества очень  продуктивен  и  просто увлекателен, особенно с учащимися  дошкольного  возраста, да и родители детей (сами еще достаточно молодые люди) охотно  откликаются  на участие в таких  совместных занятиях и часто предлагают  свои  темы  и  идеи.

       Всем  известно, что на протяжении всего детства, решающую  роль в развитии ребенка играют окружающие его взрослые. Прежде всего, это родители, искренне любящие своего малыша, внимательные к его нуждам и увлечениям. В семье учитываются все возможности ребенка, создаются условия для их осуществления. Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком родители удовлетворяют его потребность в ласке, внимании, помогают овладеть  навыками  поведения  и  постижения окружающего  мира, направляют  его  деятельность,  непосредственно влияют  на  его  развитие.
      
Нередко родители недооценивают роль своих действий в развитии ребенка, но, при желании,  всегда можно найти  оптимальный для себя и своего ребенка путь воспитания его эмоциональной сферы, поддержки его творческого потенциала, развитие которого подчиняется закону взаимодействия ребенка и взрослого. Любая педагогическая система без семьи  будет  бессмысленна.
      
Многочисленные   исследования  убедительно  показали, что семья и образовательное учреждение – это воспитательный тандем, который создает оптимальный условия для вхождения  маленького человека в большой,  сложный мир.
      
Ранний  возраст является важным  для всего последующего,  умственного, эмоционального и физического развития человека. Дети раннего  возраста  готовы  воспринимать и учиться, но  без помощи  взрослых  им  это не  под силу.
      
Практическая работа  педагога  с родителями  детей в нашем объединении «Арт-Студия» реализуется через  различные коллективные и индивидуальные формы   взаимодействия,  в том числе через психолого-педагогическое просвещение,  родительское соучастие в работе  педагога             (формирование  активной  педагогической позиции   родителей), и конечно же родительское сотворчество.  Кроме  традиционных форм  работы с родителями я в своей педагогической практике использую такую нестандартную форму работы, как проведение уроков, на которых присутствуют дети  вместе  с  их родителями, выполняя  задание совместными  усилиями.   
       
На занятие, (которое может быть как групповым, так и индивидуальным), вместе  с  учеником 5-6 лет, приглашается  родитель  ребенка, как  правило,  это  бывает  мама. После  установления личного контакта, я предлагаю  тему предстоящего  занятия. Так как  в  нашей  студии мы  с детьми не только  рисуем, но и занимаемся декоративно- прикладным  творчеством (лепкой, аппликацией, росписью и т.д ), темой для совместного  занятия я выбираю  изготовление  какой-либо  поделки  или  декоративного изделия, сувенира. Предлагаю  вам ознакомиться  с  таким занятием, проведенным  мною в нашем объединении.
Тема проведенного  мною занятия – «Декупаж пасхальных  яиц» - была обусловлена предстоящим праздником Пасхи и была крайне интересна и  детям,  и взрослым и вызывала только положительные эмоции,  что немаловажно для заинтересованной, а значит продуктивной работы.
       
Декупаж (фр. Decouper- вырезать) – техника  декорирования  различных предметов,  основанная на присоединении (приклеивании) рисунка, картины или орнамента (обычно  вырезанного) к предмету,  далее происходит покрытие полученной композиции лаком для долгоговечности и красоты. Истоки декупажа восходят к средневековой Германии, где вырезанные картинки использовались для украшения мебели. Декупаж был в моде и в Англии, и во Франции, но в России он получил массовое распространение лишь в начале XXI века. Сейчас эта старинная техника используется в разных странах для декорирования  подносов, мебели, елочных украшений, часов, шкатулок, посуды, шляпок, и т. д.  Декорировать можно практически любую поверхность: свечи, керамику, дерево, ткань и т.д.  Для декупажа необходимы картинки, которые собственно и наклеиваются на какой – либо предмет.  Это могут быть специальные рисунки, напечатанные на тонкой рисовой бумаге. На наших занятиях, мы используем  в качестве картинок различные узоры, вырезанные из красочных  столовых салфеток.
        
Итак, для проведения занятия на тему «Декупаж пасхальных яиц», нам были необходимы следующие материалы:
  - настоящие куриные  яйца или муляжи, пустые внутри
  - столовые салфетки с ярким  красочным рисунком
  - атласные ленты  шириной 0,5  -1 см, спички
  - ножницы, клей ПВА, кисточки для клея.
 

Перед началом занятия  дети с мамами усаживаются за один общий стол, и я знакомлю их с заданием, рассказываю об истории данной техники, ее приемах и способах исполнения, показываю предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные в технике декупаж. Затем следует демонстрация  готового изделия, выполненного в данной технике, представление  образца  готового сувенирного изделия, который в результате должен получиться, благодаря совместному  труду мамы и  ребенка.       
 
                                                                             

Затем  разделяются их обязанности и функции, т.е. кто и какие действия должен будет выполнять во время урока. Ученику я поручаю выбрать на салфетке какие-либо красивые рисунки  и вырезать их. А пока ребята занимаются порученным делом,  помогаю мамам подготовить яйцо для украшения - с помощью спички продеть в отверстия, расположенные с двух сторон, тонкие атласные ленты, которые будут  являться и элементом  декора, и выполнять практическую функцию -  служить петельками для подвешивания.   Хочу заметить, что такие элементарные на первый взгляд  действия зачастую бывают  очень трудны или почти  невыполнимы для взрослого, поэтому  приходится активно помогать  не только ребенку, но и его маме. Когда все элементы декора, необходимые для работы, приготовлены, мы все вместе приступаем к непосредственному  украшению  яйца. Я беру в руки заготовку, приготовленный рисунок, кисть с клеем и начинаю приклеивать к яйцу рисунок, показывая, как это нужно правильно делать, соблюдая технологию.
      
Именно в  этот момент и начинается  непосредственное совместное творчество ребенка и его родителя, т.к.  ребенку  бывает очень трудно одному справиться с  аккуратным обклеиванием  яйца рисунком, вырезанным  из тонкой и  очень нежной  бумаги, не повредив рисунка и не испортив будущего изделия. На этом этапе занятия каждая мама активно помогает своему ребенку,  поддерживая заготовку и расправляя кистью складочки, образующиеся  в процессе декупажа. Я  на данном этапе проведения занятия выполняю функцию консультанта и помощника, при необходимости  оказывая помощь в работе.  Следует заметить, что  мамы очень  активно и увлеченно изготавливают поделку вместе со своим ребенком, проявляя творческую фантазию и  воображение. Так, в процессе сотворчества происходит гармоничное слияние непосредственного, искреннего  детского  творчества, и так необходимого мастерства, твердости руки  его  взрослого  помощника.
        
Когда декорирование яйца завершено и вся его поверхность покрыта красивым рисунком, следует отложить готовый сувенир в сторону, а лучше  всего подвесить для просушки, после которой окончательно проявится вся его яркость и красота. На данном, завершающем этапе  мы все вместе  подводим итоги прошедшего занятия, оцениваем результат, осуждаем эстетические и практические стороны изготовленной нами поделки,  и  конечно, просто любуемся эффектным  сувениром, изготовленным собственными руками.   
        
С целью вовлечения  родителей  и  детей в одно общее интересное  дело, предполагающее непосредственное общение взрослого и ребенка, я в своем объединении провожу такие совместные занятия. В результате, у детей развивается мелкая моторика рук, фантазия, образное мышление, прививаются навыки аккуратности и терпения.  Мама, являющаяся для ребенка самым важным и авторитетным советчиком, на таком занятии оказывается еще и коллегой и помощником, и отчасти таким же учеником, как и сам ребенок. Между педагогом и родителем устанавливается тесный  контакт, формируются  доверительные  отношения. В результате совместного творческого союза «педагог-ученик-родитель» происходит творческое взаимодействие, помогающее родителю лучше понимать психологические и творческие потребности ребенка, а также реализовывать их, а  педагогу – легче  найти  индивидуальный  подход  к своему  ученику.   И конечно, произведение  искусства, созданное  благодаря  маминой  помощи, получается более качественным и красивым. А видя собственноручно изготовленную поделку, ребенок становится более уверенным  в  своих  силах  и  укрепляется  в  желании  творить снова и снова, дальше  двигаясь  к  новым  творческим успехам.

Литература
1.    http://festival.1september.ru/parents/page-3
2.    Алымова Н.А., Белибихина Н.А. Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы. – Волгоград: Учитель, 2008.
3.    http://www.prodlenka.org/dopolnitelnoe-obrazovanie-publikatcii.html
4.    «Дополнительное  образование  и  воспитание», №11, 2012 г.

 

Категория: Родительский комитет | Добавил: sms | Теги: Родители, Сотрудничество, сотворчество., дети, воспитательный тандем
Просмотров: 2921 | Загрузок: 133 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.4/7
Всего комментариев: 3
3 groshev   (25 Апреля 14 10:38) [Материал]
Это замечательно, что Вы так плотно работаете с родителями! К сожалению, роль дополнительного образования в этом вопросе недооценивается, а ведь именно здесь можно гораздо активнее и продуктивнее, чем в школе, работать с семьей! Так как эта работа становится практически индивидуальной, а значит наиболее эффективной. Спасибо за Ваш материал! Юрий Владимирович.

2 galab   (25 Апреля 14 10:27) [Материал]
С удовольствием прочитала Ваш материал - судя по фотографиям получилось очень позитивное и теплое занятие! Уверена, что оно дало дальнейший стимул к совместному семейному творчеству уже не в группе, а дома, с "подключением" папы, старших детей, бабушек/дедушек smile Желаю дальнейших успехов! С уважением, Галина.

1 rimma_sava   (18 Апреля 14 10:15) [Материал]
Уважаемая Наталья Геннадьевна! Ваш материал доказывает важность эффективного взаимодействия с семьей каждого учащегося. В Вашем случае это почти индивидуальная работа, что особенно ценно и плодотворно. Наверное, жаль, что данная форма применима только с дошколятами и младшими школьниками... Спасибо за интересный отчет, успехов в работе! Римма Ринатовна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]