Программа летнего оздоровительного школьного лагеря дневного пребывания
07 Мая 19, 09:44 | |
Ловчикова Людмила Геннадьевна,
заместитель директора по воспитательной работе Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьника. Лето для них – это возможность разрядить накопившуюся за год напряжённость, пополнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Этот период как нельзя благоприятен для развития творческого потенциала, приобщения к культурным ценностям, совершенствования индивидуальных возможностей, вхождения в систему новых социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Детский контингент в условиях лагеря – это дети 7–15 лет из семей разного статуса. И именно лагерь, включая разновозрастных детей в игровую и досуговую деятельность, может организовывать детей на основе их самоопределения, социализации и самореализации. Здесь преобладают такие методы, как авансирование успеха, подчёркивание достижений, самооценка результатов, “расшатывание” традиционных позиционных ролей. Цели и задачи. Цель программы: создание условий для развития индивидуальных способностей, ценностной ориентации, коммуникативных навыков и физического оздоровления детей через организацию досуговой деятельности. Задачи программы: Обеспечить общественно-значимый для детей досуг и отдых. Помочь каждому ребёнку найти своё место в коллективе и раскрыть свой потенциал. Воспитать уважение к нормам коллективной жизни. Формировать культуру общения. Организовать активное общение детей с природой и воспитать экологическую культуру. Пропагандировать здоровый образ жизни. Форма реализации целей и задач. Организация смены в виде сюжетно-ролевой игры по теме названия смены “Солнышко”, участниками которой становятся все желающие дети. Тема развивается в течение всей смены: каждый отряд собирает лучики для отрядного солнца. Чьё солнце в конце смены будет ярче сиять, тот отряд – “солнышко” всей смены. Педагогическое обеспечение игровой модели: Многообразие предлагаемых форм деятельности. Возрастной подход в разработке дел, заданий, конкурсов. Систематическое информирование о результатах, достижениях. Добровольное участие во всех делах. Максимальное включение детей в различные формы деятельности. Концептуальная основа программы. Концептуальной основой программы является создание воспитательной системы, которая выполняет следующие функции: интегрирующая (объединяет в одно целое различные виды деятельности через сюжетно-ролевую игру); регулирующая (обеспечивает динамику развития ребёнка); компенсирующая (обеспечивает условия общения, которые не дают ему ни семья, ни школа); гармонирующая (создаёт единство истины, добра и красоты); социальной защиты и ориентации (создаёт условия психологического комфорта). Содержательный аспект программы. Организационный период. Организационный период – это первые 3–5 дней смены, время адаптации детей и взрослых к новым условиям жизни, освоение территории и знакомство с окружением, осуществляется первоначальное сплочение временного детского коллектива. Это ввод в игру по тематике смены, определение ролей каждого ребёнка в этой игре. Дети также знакомятся с традициями и законами лагеря, изучают режим дня. Результатом организационного периода должно стать: – определение интересов и способностей детей; – формирование отношений внутри коллектива; – работа с лидерами отрядов. Основной период. Он включает в себя проживание ребёнком определённого отрезка жизни по своему выбору: ребёнок может участвовать в спортивных, досуговых, интеллектуальных, трудовых или экологических мероприятиях. Это период личностной самореализации ребёнка. Каждый ребёнок может попробовать себя реализовать как лидер, участвуя в работе активов: “Трудовой десант”, “Веселинка”, “Ловкие, сильные, смелые”, “Защитники природы”, “Умники”. Дети включаются в сюжетно-ролевую игру “Солнышко”. За каждое дело ребёнок может получить “лучик” по определённой системе поощрения. Результатом основного периода должно стать: – погружение детей в игровую модель смены, – анализ наиболее действенных форм и методов работы, – работа детского самоуправления, – обеспечение значимого для детей досуга. Итоговый период. Итоговый период – это заключительный период смены (2–3 дня), период подведения итогов, проверки того, чему научились, узнали дети, что их порадовало. В это период проводится итоговый праздник, вспоминаются наиболее значимые и интересные дела. Результатом итогового периода должно стать: – награждение самых активных ребят и самого лучшего воспитателя; – исследование интересов ребят разного возраста; – анализ новых форм и методов работы, их результативность Основные направления деятельности. Досуговое (развлекательные конкурсы, игровые программы, танцевальные часы, просмотр видео и т.д.) Спортивное (турниры, эстафеты, матчи, спортивные конкурсы и викторины, гимнастика, игры на свежем воздухе) Познавательное (интеллектуальные игры, конкурсы, викторины). Экологическое (наблюдение за природой, игра-путешествие). Трудовое (дежурство, трудовой десант). Механизм реализации программы. Основным механизмом реализации программы лагеря является сюжетно-ролевая игра. В ходе игры ребёнок сможет проявить себя, свои возможности. Дети разделены по следующим отрядам: 1-й отряд “Веснушки” (досуговый отряд). 2-й отряд “Подсолнушки” (досуговый отряд). 3-й отряд “Лучики” (досуговый отряд). 4-й отряд “Пчёлки” (эколого-трудовой отряд). 5-й отряд “Кузнечики” (спортивный отряд). Кадровое обеспечение. Всего сотрудников: 6. Из них педагоги с высшим образованием: 5. Со средне-специальным образованием: 1. Имеющие высшую кв.категорию: 0. Имеющие 1 кв.категорию: 6. Методическая работа с педагогическим коллективом. В течение смены начальником лагеря проводится ряд совещаний по организации и контролю работы воспитателей в лагере. (См. Приложение 1.) Система поощрения. В каждой смене существует накопительная система поощрительных жетонов – “лучиков”, которые собирают ребята вокруг отрядного солнца. “Лучики” имеют свой цвет по направлениям (см. в табл.) В течение всего дня дети получают “лучики”, подписывают их и прикрепляют к отрядному солнцу. В конце смены подводятся итоги, выявляется самый активный отряд и самые активные ребята по разным направлениям. Жетоны Направление Цвет жетонов “Лучики” досуг красный спорт синий труд жёлтый интеллект фиолетовый экология зелёный Символы и атрибуты. Российская символика: герб, флаг, гимн. Название смены: “Солнышко”. Девиз смены: Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будем мы! Песня: “Солнечный круг”. Каждый отряд имеет также своё название, девиз и символику. Традиции и законы. Законы: Закон “Солнышко” – наш дом, мы все хозяева в нём” – от нас зависит, каким будет наш лагерь, будет ли в нём чисто, уютно, весело и интересно. Закон правой руки – если хочешь сказать что-то важное, подними правую руку. Закон “ноль-ноль” – всюду и всегда приходить вовремя. Закон “делу время, а потехе час” – не забывай и береги время каждый раз. Традиции: Составление летописи. Итоговое мероприятие, посвященное закрытию смены. Режим дня. № п/п Время Мероприятия 1 8.00 – 8.30 Приход в лагерь 2 8.30 – 8.45 Зарядка 3 8.45 – 9.10 Организационный момент. Инструктажи. 4 9.10-9.40 Завтрак 5 9.40 – 12.30 Организация досуга детей (праздники, походы, экскурсии, соревнования) 6 12.30 – 13.20 Обед 7 13.20 – 13.50 Беседы, чтение книг, настольные игры 8 13.50 – 14.00 Инструктаж Органы самоуправления. План работы. Воспитатели отрядов работают по совместно составленному плану работы в лагере. (См. Приложение 2.) Социальное партнерство. В ходе работы смены лагерь сотрудничает с такими социальными партнёрами, как: ДДТ Тагилстроевского района. Музейно-выставочный центр ОАО “НТМК”. Музей– мемориал павшим металлургам. Библиотека № 3. Центр “Миллосердие”. Предполагаемый результат. В ходе каждой смены предполагается: Укрепление здоровья детей. Психологическая разгрузка детей. Формирование у детей потребности в активном отдыхе на природе и занятиях спортом. Формирование и дальнейшее совершенствование знаний по ПДД и ПБ. Получение детьми опыта общения в коллективе. Развитие творческих способностей ребёнка. Используемая литература: Закон РФ “Об образовании”. Загородный летний лагерь. 1–11 классы/Сост. С.И.Лобачёва, В.А.Великородная, К.В.Щиголь.– М.: ВАКО, 2006. Педагогика лета. Сборник методических рекомендаций и разработок./Сост. Н.В.Кравченко. Нижний Тагил, 2006. Организация общешкольных мероприятий./Сост. С.А.Цабыбин.– Волгоград: Учитель, 2007. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ост. В.В.Шумилова, Е.Ф.Таркова.– Волгоград:Учитель, 2007. Дубровская Е.Н. Огонь– он и друг, он и враг. Екатеринбург, 2006. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000. | |
| |
Просмотров: 11184 | Загрузок: 556 | |
Всего комментариев: 0 | |