Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе
23 Июня 18, 19:30 | |
Тихонова Елена Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ «СШ №17» г. Новый Уренгой Аннотация Одним из инновационных средств развития интеллектуального и творческого потенциала ребёнка является проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе нацелена на формирование ключевых компетенций, творческой личности средствами образования. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Ключевые слова: проект, исследование, проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация Различие «исследования» и «проектирования» В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Говорят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта ставится как создать… построить… достичь Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства. Исследование направлено на то, чтобы узнать что-то новое о предметах и явлениях вокруг нас – подчас хорошо знакомых и обыденных. Это получение новых знаний с помощью практической деятельности – сбора и анализа экспериментального материала. Поэтому в исследовании наиболее важно – выявить то, что не знаешь, правильно задать вопрос, а потом подобрать метод, с помощью которого на этот вопрос будет получен ответ. Цель исследования ставится как выявить… установить… изучить… Принципиальное отличие исследования от проектирования: - Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. - Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. И проектирование, и исследование являются главными «взрослыми» средствами производства в науке, технике, социальной жизни, изначально не очень приспособленными к задачам образовательной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть кардинальным образом переработаны, адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей. Специфика исследовательской деятельности в начальной школе В начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. С первого класса необходимо пытаться вовлекать учащихся в мини-исследования, включать этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе работы имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть: - фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); - экспериментальной; - изобретательской; - теоретической. Проектная деятельность в начальной школе с использованием ИКТ Уже в начальной школе проектная деятельность не мыслима без применения информационных технологий. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся освоить новые источники, способы получения и представления информации. Используя компьютерные технологии возможно организовать как индивидуальную деятельность учащихся, так и групповую в виде сетевого взаимодействия. Для ученика проект- представляет возможность проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учеником. Для учителя проект – это дидактическое средство обучения, в результате которого ученик не только получает новое знание, но и учится искать информация, практически применять её, анализировать свою деятельность. Проектная деятельность имеет свои этапы, цели и задачи. Проект – это “пять П”: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация Выводы 1. В современном обществе необходимы не столько знания, сколько умение добывать и применять полученные знания. Проектная деятельность позволяет получать знания не в готов виде, а самостоятельно, в процессе выполнения проекта. Поэтому вовлекать в проектную деятельность необходимо уже в начальной школе. 2. Использование ИКТ в процессе получения нового знания вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Проектная деятельность с использованием ИКТ в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности. Литература 1. Начальная школа. Проекты и исследования. nsc.1september.ru/article.php?ID=200800504 2. Савенкова А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с. 3. Темы исследовательских работ начальной школы | Обучонок obuchonok.ru/node/439 | |
| |
Просмотров: 1779 | Загрузок: 1 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |||||||
|