Роль экскурсий в развитии личности и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
25 Февраля 18, 13:17 | |
Соболева Елена Константиновна,
учитель начальных классов, ГКОУ «Школа №3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Кострома В статье представлен опыт работы по организации экскурсий с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, с целью их социализации в общество и формирования личности. Я работаю учителем начальных классов в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе обучаются дети с различными нарушениями: интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, множественными нарушениями развития. Типичной особенностью обучающихся является нарушение нормального развития высших познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а так же речи, эмоционально-волевой сферы, моторики. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте подчеркнуто, что отклонения в развитии детей приводят к их выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития. Поэтому, особой потребностью учащихся с ограниченными возможностями здоровья является максимальное расширение образовательного пространства, выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции. В соответствии с требованиями современного общества, школа должна обеспечить развитие личности обучающихся и их успешную социальную адаптацию. Задачей специальной школы является осуществление комплексной коррекции нарушений развития и социализации воспитанников. Важным принципом воспитательной работы школы является связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Этому во многом способствуют экскурсии. Экскурсии - это посещение достопримечательных объектов (памятников культуры, музеев, предприятий, объектов природы и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Экскурсия является особой формой организации работы по всестороннему развитию школьников, в особенности нравственно-патриотическому и эстетическому воспитанию. Это действенное средство комплексного воздействия на формирование личности ребёнка. Какие цели решают экскурсии? -расширяют кругозор ребёнка; -развивают эмоциональную отзывчивость; -закладывают основы духовно-нравственного поведения в процессе общения с природой и обществом; -развивают наблюдательность и внимание; -обогащают знания об окружающем мире; -активизируют учебную и внеурочную деятельность учащихся; -воспитывают познавательную и эстетическую культуру, позитивные межличностные отношения. Существует множество разных классификаций экскурсий. Мне близка классификация видов внешкольных экскурсий по содержанию. Выделяют экскурсии: -природоведческие (знакомят с многообразием окружающей природы, воспитывают бережное отношение к ней); -обществоведческие (формируют общественно-ценное отношение к труду и людям труда). Экскурсия - это спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, обогатить, оставить след в душе ребёнка. Любой экскурсии обязательно предшествует определённая подготовка. Перед выходом на экскурсию провожу с учащимися беседу, уточняющую: цель, порядок, сроки проведения, время, вопросы дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах, технику безопасности, одежду школьников по погоде и сезону. После посещения музея, экскурсии следует продолжение мероприятия. Результатом экскурсии может стать опрос на уроке, рисунок, ответы на вопросы, проект, отзыв, беседа, письменное сообщение, обсуждение, изготовление поделок и так далее. В ходе обсуждения, при подведении итогов экскурсии, задаю вопросы: Что узнали? Чему научились? Что почувствовали, какие эмоции испытали? С удовольствием занимаюсь экскурсионной деятельностью. Со своими учениками провожу экскурсии, начиная с первого класса. Мои ученики, так же, как и я, полюбили экскурсии, путешествия, выходы, посещения интересных мест. А интересных мест в нашем городе очень много. Мы живём в Костроме - красивом древнем городе с богатой историей. Расположен город на берегах реки Волги, в 300 км от нашей столицы Москвы. Наша славная Кострома входит в удивительную тройку самых больших городов знаменитого Золотого кольца России. Мы много говорим о воспитании в детях чувства патриотизма, любви к Родине, её героическому прошлому. Считаю, что эту работу надо начинать с изучения истории своей малой родины, места, где ты появился на свет, где жили твои предки, откуда пошли твои корни. Вот поэтому, стараюсь показать своим ученикам всё самое интересное, красивое, значимое, что можно увидеть в нашем городе. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья - это дети, которые нуждаются в постоянном общении с живой природой. Мои ученики побывали с экскурсиями на станции юных натуралистов, в контактном зоопарке, зоопарке под открытым небом, в Областном Доме природы, на городском ипподроме, на выставке экзотических бабочек. Дети получили море удовольствия от общении с животными! Работники организаций, где мы побывали, проявляли терпение, давали возможность ребятам ласкать, гладить, трогать, брать в руки, кормить животных. Дети с любопытством наблюдали за ярким оперением попугаев, кормили морковью и капустой кроликов, гладили морских свинок, рассматривали, как двигаются неторопливые черепахи. Таких животных, как лемур, хамелеон, шиншилла, ребята видели впервые. Восторг детей вызвало поведение обезьян. Шустрые, маленькие, дерзкие обезьянки залезали в сумки, забирались на плечи, отнимали сладости. В зоопарке под открытым небом ученики узнали о повадках диких животных. Здесь дети смогли вдоволь набегаться по просторным игровым площадкам и рассмотреть замечательных питомцев - льва, верблюда, благородного и пятнистого оленя, кабана, волка, лисицу, бурого медведя и других. Ребята угощали животных принесенными из дома лакомствами. Кострома - родина главной зимней волшебницы – Снегурочки. Мест, связанных с нею в городе сразу несколько. Сама Снегурочка живёт в бревенчатом Тереме, на живописном берегу Волги. Здесь детям рассказали старинную легенду, показали кукольное представление, провели конкурсы, сводили в ледяную комнату, и даже угостили напитками из ледяной посуды. А ещё наш город – один из центров собирания и хранения памятников русского деревянного зодчества. «Костромская слобода» - уникальный музей под открытым небом. На живописной территории собраны деревянные храмы и старинные дома из деревень нашей области. Места эти летом очень зелёные, а осенью золотые от желтизны листьев. Ученики смогли познакомиться с убранством деревенских домов и устройством храмов. Массу впечатлений и позитивных эмоций получили ребята в Музее народных промыслов «Петровская игрушка». Работники музея рассказали, как на гончарном круге создают глиняную посуду, как вручную расписывают и лепят игрушки. В музее дети увидели работы знаменитых мастеров гончарного дела костромских сёл. Они не только получили интересную информацию и рассмотрели экспонаты, но и сами смогли поучаствовать в создании произведений народного промысла игрушек-свистулек. Было очень увлекательно и интересно! На берегу реки Костромы, вблизи её впадения в Волгу, возвышается Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь . Великолепный Ипатьевский монастырь - это главная достопримечательность не только Костромы, но и всей Верхней Волги. Судьба монастыря неразрывно связана с судьбой России: в 1613 году здесь был избран на царство Михаил Романов — основатель будущей 300-летней династии русских государей. Нам тоже посчастливилось побывать в этом историческом месте. На выставке в Военно-историческом музее представлено огнестрельное и холодное оружие, принадлежащее различным эпохам. Сабли, шашки, кинжалы, револьверы и ружья привезены сюда из разных стран. Кроме оружия, мои ученики познакомились с предметами обмундирования воинов (кольчугами, шлемами и т. д.), фотографиями, историческими документами, орденами, медалями и знамёнами. Детям позволили примерить кольчуги древних воинов. Сколько радости было в глазах мальчишек! Прикоснулись к настоящему оружию! Узнали, как тяжелы были доспехи воинов в давние времена. Кострому по-праву считают льняной столицей. Чтобы узнать все тайны, связанные со льном, мы с ребятами отправились в Музей льна и бересты. А в музее «Лес-чудодей» познакомились с древними ремёслами костромской земли: резьбой по дереву, плетением из ивового прута и художественной ковкой. Можно ещё много рассказывать об удивительных местах земли костромской. Мы находимся только в самом начале пути познания истории родного края. Моя задача, как учителя, воспитать у учащихся потребность в посещении музеев, выставок, спектаклей, концертов, научить культуре восприятия нового. Экскурсии положительно влияют на учащихся: обогащают жизненный опыт, повышают интерес к получению новых знаний, способствуют адаптации жизни в обществе и формированию личности. Вместе с учениками расту и я, получая удовольствие от общения с новыми людьми, постигая неизвестные страницы истории моего города и страны. Список литературы: Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. Байбара Т. Урок - экскурсия. Методика его организации и проведения. // Начальная школа.1998 №11. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ, 2015. | |
| |
Просмотров: 1169 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|