Человек в мире книг и литературы
23 Апреля 17, 11:11 | |
Осипова Марина Борисовна, МОУ Гимназия, МБУ ДО «Детская школа искусств», зам. директора по научно-методической работе г. Нижняя Салда Свердловской области В статье рассматривается роль и значение книги в жизни человека, а также некоторые особенности эмоционального и образного восприятия образного содержания литературного произведения. Дорогу в прекрасный мир литературы открывают каждому из нас книги, способствуя умственному и эмоциональному обогащению, воспитывая характер человека, повышая уровень образования и культуры, а также просто доставляя наслаждение путем художественного общения. Искусство слова за многовековую историю развития мировой цивилизации обогати¬ло человечество выдающимися литературными произведениями, наполненными удивительным миром разнообразных образов, идей и мыслей. Проблема художественного восприятия произведений искусства, как и процесс эстетического освоения человеком окружающей его действительности многоаспектна. Б. Брехт назвал это своеобразным видом сложной эмоционально-познавательной деятельности, во время которой происходит присвоение не самих предметов искусства или художественных образов, а скрытого в них человеческого содержания, необходимого для собственного поведения в обществе на основе сопереживания, выполнение роли «двойника героя», мысленное повторение его действий, проживание его чувств. Безусловно, не все люди в равной степени подготовлены к осуществлению подобной работы, т.к. культурная деятельность человека в значительной степени зависит от его личных вкусов и желаний, от уровня образования и интеллектуальной подготовки; а культурные интересы – от социального положения. А.И. Арнольдов считал, что человек видит только то, что способен увидеть в меру своего понимания: «Духовный хлеб человек выбирает себе сам: он потребляет то, что ему лично близко, что он уважает и любит» [1, c.87]. В современных условиях, когда человек приобщается к духовно-нравственной культуре через обучение и воспитание, восприятие достижений культуры посредством книг, театров, концертов, выставок и т.п., через аудио- и видеозаписи, Интернет, кинематограф и телевидение, резко возрастает значимость способности и готовности каждой личности самостоятельно и компетентно разбираться в нарастающем потоке информации. Мысль Жан-Поля Сартра о том, что не только мы читаем роман, но и роман читает нас, стала причиной размышлений над комплексом вопросов. Учитывая, что литературное произведение уже изначально подразумевает наличие читателя и воздействие на его личностное самосознание, то способна ли литература оказать влияние как на конкретного человека, так и на группу людей или общество в целом? В каких случаях это происходит? Почему некоторых людей считают талантливыми читателями? Можно ли развить у себя читательский талант или он дан от рождения? Общение с книгой помогает человеку развиваться и совершенствоваться, т.к., чтобы понять смысл авторского замысла, надо уметь читать внимательно и вдумчиво, подключая собственный жизненный опыт при анализе, систематизации и интерпретации полученной информации. Если это удается, то перед талантливым читателем раскрывается целый мир интереснейших событий, интеллектуальных открытий, глубоких душевных и эмоциональных переживаний. Книги сопровождают человека с рождения на протяжении всей жизни, помогая разобраться в трудных вопросах, решить сложные жизненные и профессиональные проблемы. Они, оставаясь по сути молчаливыми, открывают окно в заманчивый, но неизведанный мир… Неслучайно древние люди говорили, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. Сквозь призму культурологического взгляда литературу следует считать своеобразной историей выработки и осмысления изменяющихся взглядов на мир, историей философии и философией истории в образах. Подлинное творческое взаимодействие педагога и ученика начинается на уроках, когда нечто общее (единое) становится объектом совместных интересов, желаний и устремлений: новизна впечатлений, тайна авторского замысла, красота художественного образа, эмоциональность интерпретаций или обоснованность аналитических выводов – это одно из возможных направлений и путей расширения социокультурного образовательного пространства. Художественный образ человек воспринимает только тогда, когда воссоздает его в своей душе. Происходит перенесение читателя в образную модель жизни, представленную в произведении искусства, вызывая у читателя эмоциональный отклик и определенные размышления. В художественных образах литературных произведений, своеобразном учебнике жизни, ярко представлено все многообразие окружающего мира и отношение человечества к нему в разные исторические периоды, мысли и чувства, идеи, представле¬ния и верования людей, помогая человеку в выборе идеалов и ценностей. А.С. Пушкин назвал искусство «ма¬гическим кристаллом», грани которого позволяют по-новому увидеть окружаю¬щих нас людей, предметы, явления природы и привычной жизни. Сегодня книга несколько теряет свои позиции по отношению к другим высокотехнологичным средствам коммуникации. Дать однозначную оценку данному явлению достаточно сложно: с одной стороны, электронные книги, которые можно найти в Интернете, значительно облегчают и ускоряют доступ человека к нужной информации; а с другой - сторонников и поклонников чтения традиционных (печатных) книг всегда будет много, т.к. у многих возникает чувство общения с живым человеком. Чтение не только расшифровка и осмысление печатных или рукописных текстов, но и способ общения людей посредством заключенной в книге информации; не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором, художественным образом и читателем. И с этой точки зрения чтение можно считать формой творческого общения читателя с автором и художественными образами с последующей собственной интерпретацией воспринятых идей, мыслей и чувств. Список литературы 1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. [Текст] / А.И. Арнольдов. М., Изд –во МГИК. 1992. – 240 с.
| |
| |
Просмотров: 1312 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|