Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы
04 Февраля 17, 16:21 | |
Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы Автор: Федяева Марина Александровна, учитель начальных классов Казенного общеобразовательного учреждения Ханты – Мансийского Автономного округа - Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Предлагаемый материал посвящен рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем - формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы. В краткой форме изложены подходы к основным вопросам организации проектной деятельности. Материал имеет практико-ориентированную направленность. Он поможет создать условия для постепенного формирования исследовательских умений. Цель – помочь учителям организовать учебно-исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС. Основная часть «Мои ученики будут узнавать новое, не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И.Г. Песталоцци Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помощь детям в проявлении и развитии их личной заинтересованности в приобретении знаний, в реализации своего творческого потенциала, в формировании у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу проектной деятельности, который позволяет: • выявить творческие способности ребёнка; • улучшить контакт с учащимися; • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения. На мой взгляд, метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих задач: • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; • развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества; • развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; • развитие критического мышления. В проектную деятельность я включаю учащихся постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 2-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Привлекаю к этой работе родителей, но важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. В своей работе стараюсь использовать различные типы проектов: творческие, ролевые, игровые, информационные, прикладные, интеллектуальные. Я определила свою схему создания проекта, состоящую из 7 этапов: 1. Определение проблемы предполагаемого проекта: тема, задачи, тип, количество участников. За неделю до запланированного дня проекта разрабатываю вводные установки для учащихся на этот день: обсуждаем тему, содержание, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Темы выбираются по итогам предварительных бесед с детьми, в процессе которых выясняются интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитываю и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в тоже же время была выполнима и приносила конкретную пользу участникам работы над проектом. Тематика проектов, над которыми мы работали, довольно широка: «Это интересно», «Вместе делаем книгу», «Дом, в котором я хотел бы жить», «Наша Красная книга», «История школы», «Моя семья», «Творческая мастерская», «Пластилиновая живопись» и т.д. 2. Выдвижение и обсуждение с детьми гипотез решения основной проблемы (подпроблемы) На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?» При обсуждении проблемы за круглым столом дети предлагают свои пути решения. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных способов их решения. На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым или индивидуальным исследовательским задачам. Определяются пути поиска необходимой информации. Определение источников информации: прочитать в книге; понаблюдать; посмотреть в компьютере; задать вопросы родителям, специалистам; подумать самостоятельно; посмотреть по телевизору и т.д. 5. Промежуточное обсуждение полученных данных. На этом этапе я задаю ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться?» Фиксируется информация различными способами: запись, рисунок, схема, изображение символами, закладки. Главное не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив вдвойне и его стремление создать проект интереснее возрастает. 6. Защита проектов, оппонирование. Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности перед зрителями, когда в классе собираются ребята и защита проектов превращается в праздник для всех, причём каждый раз форма представления меняется. Один из вариантов – выставка, на которой выставляются результаты работы: макеты, рисунки, поделки, необходимые расчёты и т. д. Так, работая над проектами «Дом, в котором я хотел бы жить», «Пластилиновая живопись», «Безопасная дорога» были представлены поделки на выставке, сделанные ребятами. Практически все учащиеся принимают активное участие в процессе подготовки и защиты проектов. Для успешной защиты проекта я обязательно помогаю ученикам произвести самооценку проекта. Для этого предлагаю ответить на следующие вопросы: – соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям; – как оценили вашу работу посторонние люди; 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, выводы. По сложившейся традиции дети приглашают на защиту проектов директора школы, завуча, психолога, учащихся других классов. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовки учащихся и их уверенности в своих силах. Ребята представляют отчет о проделанной работе, отвечают на вопросы слушателей, отстаивают свою точку зрения, формулируют окончательные выводы. Как правило, наиболее сильные учащиеся выступают в роли консультантов, помогают оценивать работы и выступления остальных учащихся. Работая в группах, ребята оказывают друг другу всяческую помощь в оформлении и составлении проекта, поддерживают при защите, презентации проекта; Что же дает использование в работе метода проектов? Мне удалось достичь следующих результатов: 1) Замкнутые дети в процессе работы раскрепостились, стали увереннее. Велась интересная и насыщенная работа, даже родители пытались участвовать. 2) Дети были активны, заинтересованы, выполнили огромное количество разнообразных работ: лепили из пластилина, рисовали картинки, выучили много стихотворений по теме, составили кроссворды для участников проекта. 3) Ребята оценили труд других: в классе сочиняют стихи 3 человека, у многих получаются интересные рассказы и сказки. И как результат этой работы нужно отметить высокую заинтересованность учащихся в учебной деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников. Список литературы и используемых ссылок 1. /авт. – сост. В.Ф. Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты – Волгоград: Учитель, 2012. 2. /авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся – Волгоград: Учитель, 2012. 3. авт. – сост. И.С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся – М.: АРКИ, 2009. 4. /авт. – сост. Н.В. Засоркина (и др.) Метод проектов в начальной школе: система реализации – Волгоград: Учитель, 2103. 5. / авт. – сост. М.Ю. Шатилова (и др.) Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты – Волгоград: Учитель, 2013. 6. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks. com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 7. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ 8. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 9. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
| |
| |
Просмотров: 1643 | Загрузок: 4 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |||||||
|