Создание Дневника «Мои экологические поступки»
12 Октября 16, 14:01 | |
Наливайко Марина Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гальбштадтская СОШ» Создание Дневника «Мои экологические поступки» для учащихся 3-4 классов с использованием притч Аннотация Экология природы и экология души взаимосвязаны. Воспитать любовь к природе и людям можно только через душу ребёнка и через практическую работу. Это и стало целью создания учебно-методического пособия: Экологический дневник «Мои экологические поступки» для 3-4 классов. Дневник содержит 12 притч, способствующих воспитанию экологической и нравственной культуры младших школьников, календарь экологических дат по месяцам, творческие и игровые задания, эксперименты, помогающие детям задуматься о своих поступках, совести, о вечных ценностях. Новизна работы в том, что притчи на уроках в начальных классах не изучаются. Дети, так же, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, краткой и сказочной форме. Мудрость в притче, поданная в простой и доступной форме, учит думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Дневник адресован учащимся 3-4 классов для работы на уроках окружающего мира, литературного чтения, учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», на классных часах, на занятиях во внеурочное время, а также для индивидуальной работы и совместной работы с родителями. «Чего нет в голове, язык того не произносит, руки того не созидают, ноги к тому не спешат, сердце не болит. Вот и нужно, чтобы вся наша сущность стремилась к самым светлым мыслям и образам, к духовно возвышенным идеям» Шалва Александрович Амонашвили «Педагогические притчи» Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может нужно научиться понимать её и бережно относиться к ней с раннего детства. Я очень люблю читать детям притчи Льва Николаевича Толстого. А слова мудрого писателя: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать», навели на мысль создать Экологический дневник «Мои экологические поступки». Почему Экологический? Человек и природа – это единое целое. Экология природы и экология души взаимосвязаны. Воспитать любовь к природе и людям можно только через душу ребёнка и через практическую работу. Главное – дневник расскажет о том, что жизнь многогранна, просторна, и всегда можно отыскать множество вариантов выхода из любой сложившейся ситуации. Дети, так же, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, краткой и сказочной форме. Мудрость в притче, поданная в простой и доступной форме, учит думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Исследование этого древнего жанра позволило показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль этих произведений никогда не теряют своей актуальности: добро и зло, правда и ложь… Новизна моей работы в том, что притчи, как вид устного народного творчества, на уроках литературного чтения в начальных классах не изучаются. Цель моей работы: привлечь внимание учащихся начальных классов к проблеме экологии души с помощью Экологического дневника природы для учащихся 3-4 классов «Мои экологические поступки», направленного на формирование нравственной позиции ребят через изучение притч, умение аргументировать свое мнение. Притча поможет задуматься над своим поведением и, может быть, заставит осознать собственные ошибки и посмеяться над ними. Эти короткие истории объяснят, что всегда можно найти несколько путей решения одной проблемы и что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее. Притчи — это семена. Попав в душу ребёнка, они обязательно в будущем прорастут и дадут плоды. Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери – Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет любовь на Земле ко всему живому, и только тогда, когда экологическая и нравственная культура человека будет на высоте. Но к этому нужно идти… Экологический дневник адресован учащимся 3-4 классов для работы на уроках окружающего мира, литературного чтения, учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», на классных часах, на занятиях во внеурочное время, а также для индивидуальной работы и совместной работы с родителями. Экологический дневник апробирован в нашей школе, получил хорошие отзывы учеников и родителей. Был представлен на РМО учителей начальных классов, где было внесено предложение учителей о распространении и внедрении пособия в практику. Литература: 1. Александра Лопатина, Мария Скребцова «Притчи для детей и взрослых», Книга 1, изд. «Амрита», 2012 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой.– М: Русский язык, 1984 3. Резников В. Притча о блудном сыне Приложение к газете «Первое сентября. Литература»,1994. 4. Тумина Л.Е. «Без притчи века не изживёшь» (приёмы работы с притчей на уроках развития речи), Журнал «Русский язык в школе», Ν6, 1997. – с.9 – 15. 5. Энциклопедический словарь юного литературоведа Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. 6. 100 великих гениев Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2005. | |
| |
Просмотров: 2581 | Загрузок: 9 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |||||||
|