«Работа с учащимися с низкой учебной мотивацией в рамках реализации ФГОС НОО»
15 Сентября 16, 18:50 | |
Платонова Г.Д., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4» г.Можги Аннотация: Данная статья посвящена вопросам организации учебного процесса с учащимися с низкой учебной мотивацией. Учитель рассматривает особенности детей своего классного коллектива и предлагает некоторые варианты методоформ по организации деятельности учащихся. Ключевые слова: учебная мотивация, системно-деятельностный подход. Свой доклад хочу начать со случаев из школьной жизни: - ребенок залазит под парту, не желая отвечать на вопросы учителя; - первоклассник может использовать нецензурные слова при разговоре со взрослыми и сверстниками; - ребенок 1 класса кидает тетрадь в учителя. Как быть учителю? Как воспринять, понять, действовать? Вот такой детский коллектив я взяла со 2 класса. Первое, что я поняла, что этим детям не интересен учебный процесс. И прежде всего я стала изучать классный коллектив. Какие же причины влияют на учебный мотив? Рассмотрим их подробнее. 1.Здоровье. До поступления в первый класс, все учащиеся прошли медосмотр. По результатам данного медобследования выяснилось, чтосI группой здоровья - 4 человека, со II группой -23 учащихся, с III – 2 человека. Итак, основная масса детей имеет II группу здоровья. 2. Подготовка к школе. Большинство детей моего класса посещали школу интеллектуального развития. Результаты диагностик показали: с высоким уровнем развития - 1 человек, со средним – 10, с низким – 18. Уровень готовности детей к школе был определен на основе диагностики дошкольных образовательных учреждений. Таким образом, в классе доминируют дети с низким уровнем развития. 3.Усвоение программы 1 класса. Если к концу 1 класса обучающиеся должны: - различать гласные и согласные звуки и буквы; - обозначать на письме мягкость согласных звуков; - делить слова на слоги; - переносить слово по слогам; - употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения; - писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных; Обучающиеся должны знать: - названия и последовательность чисел от 0 до 20; - названия компонентов и результата действий сложения и вычитания; - таблицу сложения и вычитания чисел в пределах 20; - решать задачи в 1 действие; Итоги контрольной работы показали, что только 65% учащихся смогли успешно выполнить работу за 1 класс. Я сделала вывод, что у моих учащихся: 1.Несформированны учебные навыки (ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, не может организовать своё время). 2. Многие дети гиперактивны, что мешает им сосредоточиться на учебном материале. 3.Отсутствует познавательный интерес к школьным предметам, внеклассной деятельности, поэтомунекоторые учащиеся предпочитают пустое время препровождение. 4. Недостаточный контроль со стороны родителей. У меня возникло много вопросов. Как работать? Внимательно изучив методическую литературу, я поняла, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияпредполагает работу с детьми разных способностей, в том числе и слабомотивированных. Таким образом, я вынуждена была изменить свою тактику преподавания: -изменение метода обучения (с объяснительного на системно-деятельностный); -изменение оценки результатов деятельности (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов); -коренным образом меняется структура организации и проведения урока. И я решила по - другому взглянуть на свою работу. Не тороплю детей с ответами, даю время подумать, предлагаю примерный план ответа,дети имеют возможность пользоваться наглядными пособиями, памятками, алгоритмами. Изменила и подход к организации учебного процесса: 1.Посадила детей по рядам по уровню подготовки (ряды могут быть мобильными); 2.Установила более тесную связь с родителями (использование разных методоформ работы, словесная оценка деятельности учащихся); 3.Провела работу по организации досуга в перемены с использованием настольных игр. 4.Провожу метапредметные, предметные, личностные диагностики учащихся, которые дают базу для планирования дальнейшей работы. 5.Проектирую урок с позиции формирования УУД. 6. Большое внимание уделяю оценке и самооценке учащихся. 7. На уроках чаще стала использовать ИКТ. При объяснении нового материала иногда привожу примеры из жизни. Например,на уроке русского языка мои второклассники никак не могли усвоить тему «Главные и второстепенные члены предложения». Как их научить? Двигаться дальше без усвоения данного материала нельзя. У детей не развито абстрактное мышление, они мыслят только наглядно. И я придумала следующее. - Дети!- говорю я. – Наша страна большая. В ней проживают очень много людей. Представьте себе, что страна – словарный запас языка, а семьи – предложения. Все вы живете в семьях. Кто у вас главные в семье? (Дети говорят, что мама с папой.) Они, значит, главные члены предложения, подлежащее и сказуемое. Мама, уходя на работу, может дать какое-нибудь задание или поручение отцу? ( Дети говорят, что может.) А папа маме? (Да.) Значит, от подлежащего к сказуемому и от сказуемого к подлежащему можно задать вопросы (Кто? Что? Что делает предмет?) Уходя в школу, вы можете сказать маме и папе : «Мама, к моему приходу сделай уборку в доме, а ты, папа, накорми скотину!» (Нет.) Значит, дети – второстепенные члены предложения, к ним от главных членов предложения можно задать вопрос, а от второстепенных членов к главным нельзя задавать вопросы. Такая же работа проходит при изучении второстепенных членов предложения. Сколько слов может быть в предложении? А сколько детей может быть в семье? ( От одного и более.) Дети в семье разного возраста и пола, потому родители дают им разные задания. Старшие дети могут давать задания младшим? (Да.) Показывается на примерах, как от одного второстепенного члена задается вопрос к другому второстепенному члену. Эффективным методом является групповая работа, потому что только здесь ребенок на равных может высказать свою мысль, спросить непонятное, радоваться за успех своей команды. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, активно включаются в работу. Все вышеизложенные приёмы, используемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. Таким образом, анализируя свою работу можно сделать вывод, что применение новых образовательных технологий позволили повысить качество знаний, появилась внутренняя мотивация учащихся к учебной деятельности, слабоуспевающие ученики повысили норму чтения, улучшилась каллиграфия письма, научились выполнять творческие работы, работать в группах, находить нужную информацию в Интернете, заниматься проектной деятельностью, приобрели вычислительные навыки. И надеюсь, что мой буклет с 10 правилами работы со слабомотивированными детьми, поможет и вам вашей работе. А закончить свое выступление я хочу притчей, которая тронула меня за душу. Сидит у обочины старик и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним мальчик еле поспевает. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов. - Что ты тут делаешь, старик?- спросил прохожий. - Жду тебя,- ответил старик.- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание. - Верно,- удивился прохожий. - Так бери с собой мудрость. Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна. Но если тебе доверили ребенка на воспитание, то верни его крылатым. - Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать?- удивился человек. - Тогда не бери мальчика на воспитание!- сказал старик и направил взор на небо. Прошли годы. Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним - его учитель. Они спустились перед стариком и поклонились ему. - Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья!- сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника. Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал: - Меня больше радуют твои перышки… Притча навела меня на мысль о том, что учитель действительно растет вместе со своим учеником. В какой бы трудной ситуации он не оказался, должен, даже обязан найти выход. Успехов вам. Спасибо за внимание. ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ». 1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру. 2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать. 3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый ученик вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми. 4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно). 5. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению. 6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить. 7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения. 8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами. 9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих». 10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Использованная литература: 1.Избранные педагогические труды. Обучение и развитие. Л.В.Занков. М. 1984. 2.Планируемые результаты начального общего образования. .С.Ковалёва, О.Б.Логинова. М.Просвещение,2011 3. Программа для начальной школы. М. просвещение, 2011 4.Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.М.Поташкин. Москва. Центр педагогического образования. 2008. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт | |
| |
Просмотров: 2425 | Загрузок: 5 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | ||||||||
|