«Работа с учащимися с низкой учебной мотивацией в рамках реализации ФГОС НОО»
15 Сентября 16, 18:50
Платонова Г.Д.,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4» г.Можги 

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам организации учебного процесса с учащимися с низкой учебной мотивацией. Учитель рассматривает особенности детей своего классного коллектива и предлагает некоторые варианты методоформ по организации деятельности учащихся.

Ключевые слова: учебная мотивация, системно-деятельностный подход.

Свой доклад хочу начать со случаев из школьной жизни: 
- ребенок залазит под парту, не желая отвечать на вопросы учителя; 
- первоклассник может использовать нецензурные слова при разговоре со взрослыми и сверстниками; 
- ребенок 1 класса кидает тетрадь в учителя. 

Как быть учителю? Как воспринять, понять, действовать? 
Вот такой детский коллектив я взяла со 2 класса. Первое, что я поняла, что этим детям не интересен учебный процесс. И прежде всего я стала изучать классный коллектив. 

Какие же причины влияют на учебный мотив? Рассмотрим их подробнее. 
1.Здоровье. До поступления в первый класс, все учащиеся прошли медосмотр. По результатам данного медобследования выяснилось, чтосI группой здоровья - 4 человека, со II группой -23 учащихся, с III – 2 человека. Итак, основная масса детей имеет II группу здоровья. 
2. Подготовка к школе. Большинство детей моего класса посещали школу интеллектуального развития. Результаты диагностик показали: с высоким уровнем развития - 1 человек, со средним – 10, с низким – 18. 
Уровень готовности детей к школе был определен на основе диагностики дошкольных образовательных учреждений. 
Таким образом, в классе доминируют дети с низким уровнем развития. 
3.Усвоение программы 1 класса. 
Если к концу 1 класса обучающиеся должны: 
- различать гласные и согласные звуки и буквы; 
- обозначать на письме мягкость согласных звуков; 
- делить слова на слоги; 
- переносить слово по слогам; 
- употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения; 
- писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных; 
Обучающиеся должны знать: 
- названия и последовательность чисел от 0 до 20; 
- названия компонентов и результата действий сложения и вычитания; 
- таблицу сложения и вычитания чисел в пределах 20; 
- решать задачи в 1 действие; 

Итоги контрольной работы показали, что только 65% учащихся смогли успешно выполнить работу за 1 класс. 

Я сделала вывод, что у моих учащихся: 
1.Несформированны учебные навыки (ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, не может организовать своё время). 
2. Многие дети гиперактивны, что мешает им сосредоточиться на учебном материале. 
3.Отсутствует познавательный интерес к школьным предметам, внеклассной деятельности, поэтомунекоторые учащиеся предпочитают пустое время препровождение. 
4. Недостаточный контроль со стороны родителей. 

У меня возникло много вопросов. Как работать? Внимательно изучив методическую литературу, я поняла, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияпредполагает работу с детьми разных способностей, в том числе и слабомотивированных. Таким образом, я вынуждена была изменить свою тактику преподавания: 
-изменение метода обучения (с объяснительного на системно-деятельностный); 
-изменение оценки результатов деятельности (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов); 
-коренным образом меняется структура организации и проведения урока. 
И я решила по - другому взглянуть на свою работу. Не тороплю детей с ответами, даю время подумать, предлагаю примерный план ответа,дети имеют возможность пользоваться наглядными пособиями, памятками, алгоритмами. 
Изменила и подход к организации учебного процесса: 
1.Посадила детей по рядам по уровню подготовки (ряды могут быть мобильными); 
2.Установила более тесную связь с родителями (использование разных методоформ работы, словесная оценка деятельности учащихся); 
3.Провела работу по организации досуга в перемены с использованием настольных игр. 
4.Провожу метапредметные, предметные, личностные диагностики учащихся, которые дают базу для планирования дальнейшей работы. 
5.Проектирую урок с позиции формирования УУД. 
6. Большое внимание уделяю оценке и самооценке учащихся. 
7. На уроках чаще стала использовать ИКТ. 

При объяснении нового материала иногда привожу примеры из жизни. Например,на уроке русского языка мои второклассники никак не могли усвоить тему «Главные и второстепенные члены предложения». Как их научить? Двигаться дальше без усвоения данного материала нельзя. У детей не развито абстрактное мышление, они мыслят только наглядно. И я придумала следующее. 
- Дети!- говорю я. – Наша страна большая. В ней проживают очень много людей. Представьте себе, что страна – словарный запас языка, а семьи – предложения. Все вы живете в семьях. Кто у вас главные в семье? (Дети говорят, что мама с папой.) Они, значит, главные члены предложения, подлежащее и сказуемое. Мама, уходя на работу, может дать какое-нибудь задание или поручение отцу? ( Дети говорят, что может.) А папа маме? (Да.) Значит, от подлежащего к сказуемому и от сказуемого к подлежащему можно задать вопросы (Кто? Что? Что делает предмет?) Уходя в школу, вы можете сказать маме и папе : «Мама, к моему приходу сделай уборку в доме, а ты, папа, накорми скотину!» (Нет.) Значит, дети – второстепенные члены предложения, к ним от главных членов предложения можно задать вопрос, а от второстепенных членов к главным нельзя задавать вопросы. 
Такая же работа проходит при изучении второстепенных членов предложения. Сколько слов может быть в предложении? А сколько детей может быть в семье? ( От одного и более.) Дети в семье разного возраста и пола, потому родители дают им разные задания. Старшие дети могут давать задания младшим? (Да.) Показывается на примерах, как от одного второстепенного члена задается вопрос к другому второстепенному члену. 
Эффективным методом является групповая работа, потому что только здесь ребенок на равных может высказать свою мысль, спросить непонятное, радоваться за успех своей команды. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, активно включаются в работу. 

Все вышеизложенные приёмы, используемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. 

Таким образом, анализируя свою работу можно сделать вывод, что применение новых образовательных технологий позволили повысить качество знаний, появилась внутренняя мотивация учащихся к учебной деятельности, слабоуспевающие ученики повысили норму чтения, улучшилась каллиграфия письма, научились выполнять творческие работы, работать в группах, находить нужную информацию в Интернете, заниматься проектной деятельностью, приобрели вычислительные навыки. 

И надеюсь, что мой буклет с 10 правилами работы со слабомотивированными детьми, поможет и вам вашей работе. 
А закончить свое выступление я хочу притчей, которая тронула меня за душу. 
Сидит у обочины старик и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним мальчик еле поспевает. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов. 
- Что ты тут делаешь, старик?- спросил прохожий. 
- Жду тебя,- ответил старик.- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание. 
- Верно,- удивился прохожий. 
- Так бери с собой мудрость. Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна. Но если тебе доверили ребенка на воспитание, то верни его крылатым. 
- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать?- удивился человек. 
- Тогда не бери мальчика на воспитание!- сказал старик и направил взор на небо. 
Прошли годы. 
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним - его учитель. Они спустились перед стариком и поклонились ему. 
- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья!- сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника. 
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал: 
- Меня больше радуют твои перышки… 
Притча навела меня на мысль о том, что учитель действительно растет вместе со своим учеником. В какой бы трудной ситуации он не оказался, должен, даже обязан найти выход. 

Успехов вам. Спасибо за внимание. 

Буклетик.

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ».

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый ученик вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят.

Использованная литература:
1.Избранные педагогические труды. Обучение и развитие. Л.В.Занков. М. 1984.
2.Планируемые результаты начального общего образования. .С.Ковалёва, О.Б.Логинова. М.Просвещение,2011
3. Программа для начальной школы. М. просвещение, 2011
4.Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.М.Поташкин. Москва. Центр педагогического образования. 2008.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт


Категория: Парад докладов_ IV | Добавил: platonova | Теги: Учитель, учебная мотивация, системно-деятельностный подход
Просмотров: 2425 | Загрузок: 5 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 nataliya69   (11 Сентября 18 15:32) [Материал]
Уважаемая, Галина Дмитриевна! Прочитала ваш доклад с неподдельным интересом. Согласна с тем, что «учитель растет вместе со своим учеником и из любой трудной ситуации» должен постараться найти выход. В своей работе Вы указали причины, которые влияют на учебный мотив и сделали конкретные выводы. Меня
заинтересовало то, что Вы «не торопите детей с ответами и даёте время подумать». Это и предполагает современное обучение, а вот наши программы не дают нам для этого времени. Чтобы ребёнок сам открыл новое знание, сам нашёл верное решение, проанализировал, поработал в группе – нужно отводить достаточно времени. А у нас каждый день новые темы и «двигаться дальше без усвоения нового материала нельзя». Есть много теоретического материала по работе со слабоуспевающими учениками. Как сделать так, чтобы неуспевающий ученик по своему уровню не далеко уходил от тех учащихся которые хорошо занимаются. Здесь повышение мотивации играет первостепенную роль. А ещё не надо забывать о том, что сильный ученик без мотивации, также не будет достаточно успешным. Например, если у ученика (по Чиксентмихайи) есть сильные знания/слабый вызов, то у него возникает состояние скуки и на уроке ему не интересно.  Галина Дмитриевна, спасибо за 10 правил работы со слабоуспевающими и притчу, которая удачно вписалась в ваш доклад. С уважением Наталия Александровна.

2 galina3122011   (08 Апреля 17 13:07) [Материал]
Приведенный в статье пример из школьной жизни актуален в современном обществе. Проблемы семейного воспитания всегда отображаются и имеют место быть в образовательной среде. Только знающий
возрастные индивидуальные особенности детей  и умело владеющий педагогическими приемами учитель может организовать коррекционно-развивающее обучение в соответствии  с ФГОС.   Галина Дмитриевна  в своем докладе в доступной форме раскрыла конкретные действия по искоренению неуспеваемости учащихся и повышению мотивации к обучению, составила и поделилась буклетом «10 правил работы со слабо успевающими детьми». Положительный результат от проделанной учителем работы на лицо. Уместны только слова благодарности за представленный материал. А притча действительно берет за душу, слова старика
содержат глубокий смысл учительского труда. С уважением Галина Николаевна.

1 tatyanava   (18 Сентября 16 23:23) [Материал]
Уважаемая, Платонова Г. Д! Вы затронули очень важную тему. Именно такими, как описываете Вы, я приняла своих первоклассников. ФГОС НОО, а теперь и стандарты для детей с ОВЗ требуют - базовый уровень должны усвоить все. Ваша статья поможет  начинающим педагогам решать проблемы с немотивированными обучающимися. В свой работе Вы  описываете причины проблемы и  пошагово описываете приемы работы с детьми.  Работа в парах (статических, а потом динамических), групповая работа- все это активизирует учебный процесс. Во время групповой работы ученики с низким интеллектуальными данными в группах более активны. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учебным занятиям. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться . Очень удачно подобрана притча. А "10 правил" станут "настольной книгой" учителя начальных классов. Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]