Музыкальный слух - направления и методы его развития
10 Октября 10, 07:47
Музыкальный слух включает в себя несколько видов - звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический, тембро-динамический, внутренний (музыкально-слуховые представления). Его можно воспитывать и развивать.
I. Звуковысотный слух
На развитие звуковысотного слуха в значительной мере влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. Что для этого надо? 1) Настроенный инструмент. 2) Вокал дает чувство высоты. Подпевание - форма проявления слуховых представлений.
Методы:
1) дублирование голосом играемой мелодии во время игры
2) пропевание одного из 2х, Зх, 4х голосов
3) небыстрое чтение с листа
4) чередование пения и игры по фразам
5) пропевание целиком основных тем и мотивов до непосредственного воплощения на клавиатуре.
Последовательность развития звукового слуха на уроках сольфеджио
1) восприятие выразительности регистров в процессе слушания музыки (например «3 чуда» из оперы Римского-Корсакова, «Сказка о царе Салтане»)
2) осознание выразительности направления движения мелодии (например при пении прибауток)
3) формирование представлений о ладе и его разновидностях
4) анализ выразительной сущности на примерах музыкального материала.
Для развития звуковысотного слуха на начальном этапе я пользуюсь «Лесенкой». Использую её для различных игр, например «Угадай-ка» (воспроизвести мелодию, следя за указкой). Этот метод подготавливает к пению по нотам — метод относительной солъмизации.
Пение с листа - один из важнейших практических навыков. Он вырабатывается постепенно. В процессе работы особое внимание нужно уделять развитию внутреннего слуха. Перед началом пения исполняемый пример необходимо проанализировать. Очень важна настройка в данной тональности.
На уроках хора так же развивается звуковысотный слух. Начинается это с распевания. Материалом для распевания могут служить русские народные песни. В них содержатся богатейшие возможности для вокального развития детей (кантилены, полетности, звонкости, дикции, выразительности).
II. Мелодический слух
Проявляется в восприятии именно как музыкальной мелодии, а не ряда следующих друг за другом звуков.
Мелодический слух находится в прямой зависимости от художественного качества. «Интонация - это ядро музыкального образа, средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения» (К.Н. Игумнов). Содержание «музыкальных слов» (мотивов) - один из важнейших аспектов развития музыкального мелодического слуха.
Фортепиано требует сильного, яркого слухового воображения.

Творческое начало - одно из национальных черт русской фортепианной школы.

Методы:
1) проигрывание мелодии без сопровождения
2) воспроизведение мелодии на более простом сопровождении
3) исполнение на фортепиано аккомпанемента и пропевание мелодии «про себя»
4) рельефное проигрывание мелодии на рр 6 аккомпанементе.
III. Полифонический слух
«Лишь тогда, когда каждый голос, в своих повышениях и понижениях, поет самостоятельно, самостоятельно делает свои акценты, самостоятельно декламирует музыкальную мысль - лишь тогда начинает светиться душа рояля» (Мартисен).
Полифонический слух необходим всюду, т.к. умение слышать несколько музыкальных линий требуется в любой форме или жанре.
Методы и приемы:
1) проигрывание по голосам с осмыслением их самостоятельности
2) пропевание одного из голосов - игра остальных
3) исполнение вокальным ансамблем полифонических произведений
4) проигрывание целиком с показом насыщенно одного из голосов, другие затушевывая.
IV. Гармонический слух
Это проявление слуха к созвучиям: комплексам различной высоты в их одновременном сочетании. Сюда входят: умение отличить консонансы от диссонансов, ладовые функции аккордов и их тяготениям, правильные и фальшивые аккорды.
«Знание законов тональностей и интервалов, угадывание аккордов и голосоведения - дают музыкальный талант» (Н. Римский-Корсаков).
Приемы:
1) проигрывание в медленном темпе с вслушиванием до понимания склада композиции
2) извлечение из произведения «спрессованных» гармоний и последовательностей
3) арпеджированое исполнение аккордовых образований
4) видоизменение фактуры при сохранении гармонической основы
5) подбор гармонического сопровождения к мелодии, игра с листа цифрованного баса, гармонизование заданной мелодии.
Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Это дает возможность накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте. При анализе многоголосной музыки учащиеся должны услышать в ней пройденные аккорды, интервалы, разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).
V. Внутренний слух
Это музыкально-слуховые представления, способность исполнительской передачи содержания.
Вижу - слышу - представляю - мысленно играю.
Приемы:
1) подбор по слуху, транспонирование
2) игра или пение, фраза вслух, фраза «про себя»
3) беззвучная игра на клавиатуре - пальцы слегка дотрагиваются до
клавиш
4) прослушивание малоизвестных сочинений с прочитыванием теста одновременно
5) выучивание пьесы или его куска глазами наизусть
6) на уроках сольфеджио одной из сложных форм работы является диктант; он развивает музыкальную память, способствует осознанному восприятию мелодии, учит записывать услышанное.
Для развития внутреннего слуха следует предлагать запись знакомой мелодии по памяти, возможен ритмический, гармонический диктант.
За последние годы на уроках сольфеджио все больше внимания уделяется творческим приемам развития слуха.
Поскольку творчество связано с самостоятельными действиями, ребенок психологически раскрепощается, становится смелее, учится мыслить.
Творческие упражнения активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха (ладоинтонационный, гармонический, музыкальную память, чувство метроритма), а так же развивает вкус и наблюдательность.
К творческой работе относятся импровизация подголосков к мелодии, подбор аккомпанемента, особенно эффективны в младших классах.
Развитие навыков с развитием слуха и есть обучение.
От слухового воображения зависит всё, ведь тренировать ухо труднее, чем тренировать пальцы.

Используемая литература
Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика»-Ростов- на- Дону «Феникс» 2002г.
Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе» Учебное пособие, Москва, 1998 г.


Категория: Методические рекомендации | Добавил: bratchikova64
Просмотров: 11470 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]