Братчикова Н.А.
МОУ ДОД ДШИ г. Добрянка преподаватель II квалификационной категории
Тестовые формы контроля на уроках музыкальной грамоты и слушания музыки на общеэстетическом отделении
1. Понятие педагогического теста Тест – стандартизированное задание, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тест в переводе с английского означает «проба, испытание». Тест как средство педагогического измерения дает возможность осуществлять управление деятельность учащихся в общеобразовательном процессе. Тесты используются как средство проверки, контроля и оценки. Педагогический тест – это система заданий специальной формы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания. Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на: - определение объема и качества освоения содержания программного материала; - проверку и контроль уровня освоения основных видов деятельности учащихся (музыкальной, учебной, исследовательской); - проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятий музыкальной деятельностью; - оценку педагогической деятельности самого педагога. Педагогические тесты в системе дополнительного образования подразделяются на виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации. По форме различаются на «бумажные» (распечатка теста на бумаге) и «звуковые» (тестовые задания предъявляются в звуковой форме). Входящие (вступительные) тесты – предназначены для предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания, являются способом адаптации к требованиям учебной дисциплины, при этом главная их функция связана с самооценкой. Текущие – направлены на: 1) диагностирование хода дидактического процесса; 2) проверку одной из единиц содержания образовательного процесса; 3) организацию экспресс контроля осознания усвоения информации программного содержания. Этот тип тестов имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к самостоятельной систематической работе на уроках, повышает интерес к учебе. Промежуточные – позволяют оценить качество освоения темы урока («мелодия – душа музыки», «музыкальный образ» и т.д.), в конце учебного периода (четверть, полугодие). Содержание этих тестов основано на большом объеме материала. Оценка этих тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой. Итоговые – предназначены для: 1) контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальное, среднее, старшее звено обучение) или по завершению изучения учебной дисциплины; 2) оценки уровня музыкально-учебных достижений учащихся по основным компонентам содержания музыкального образования. Содержание тестов может быть разработано на основе блоков. На основе оценки итоговых тестов педагог может делать выводы об эффективности и результативности своей педагогической деятельности. Общие требования, предъявляемые к педагогическим тестам Они должны быть: 1. Относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени для выполнения тестовых заданий. 2. Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий. 3. Относительно краткими, требующими сжатых ответов. 4. Информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотношения количественной оценки за выполнение теста, с порядковой шкалой измерения. 5. Удобными, т.е. пригодными для практического использования всеми учащимися. 6. Проверяемыми, т.е. соответствовать проектируемым целям обучения. 7. Надежными, т.е. показывать устойчивый результат. 8. Валидными, т.е. ценными, имеющими значение для процесса обучения. 9. 9. Объективными, т.е демонстрирующими в результате измерения именно то, что предусмотрено целью контроля. Преимущества тестовых форм контроля 1. Индивидуальный характер контроля каждого ребенка. 2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах контроля обучения. 3. Возможность сочетания её с другими традиционными формами педагогического контроля. 4. Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся. 5. Объективность тестового контроля. 6. Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений. 7. Эффективность, позволяющая проводить контроль за короткое время с минимальными затратами. 8. Тестовые формы контроля как средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке. Формы тестовых заданий Выбор содержания теста зависит от цели тестирования. Оно связано с: 1. опознанием автора произведения 2. определением названия произведения 3. соотнесением звучания с предъявленным нотным текстом 4. ответом на вопросы 5. поиском ошибки в нотном тексте 6. дополнением недостающего ключевого понятия нот и т.д. Вид тестового задания зависит от средств его предъявления. В практике преподавания музыкального искусства возможно использовать следующие виды тестовых заданий: звуковые (с использованием аудиосредств), графические (с использованием рисунка, графического изображения), «написательные». Логическая структура текстового задания будет определяться выбором формы: 1. с выбором ответа 2. на дополнение 3. на соответствие 4. на установление порядка Тестовые задания с выбором ответа Эти задания состоят из двух частей: Первая часть – содержит постановку проблемы; Вторая часть – варианты готовых ответов. Тестовые задания сопровождаются инструкцией по их выполнению. Задания с двумя ответами Среди двух ответов один – ошибка, другой верный. Данная форма легко оценивается. Основные требования для составления тестовых заданий: 1. в тексте задания должна быть устранена всякая неясность формулировки. 2. формулируется предельно кратко. 3. в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда». 4. основная часть задания формулируется в форме утверждения. Задание 1 Согласны ли вы с утверждением что мюзикл, оратория, кантата, баллада, ария являются вокальными жанрами А) да Б) нет Задание 2 Вариация – это форма в музыке, состоящая из темы и ряда измененных повторений А) да Б) нет Задание с тремя ответами Эти задания связаны с выбором правильного ответа из предлагаемых трех вариантов ответа. Задание 1 Автора музыки называют: А) художник Б) писатель В) композитор Задание 2. Каким инструментальным «голосом» в симфонической сказке «Петя и волк» «поет» утка: А) гобой Б) кларнет В) скрипка Задания с выбором нескольких правильных ответов Задание 1. Литература «дружит» с музыкой в: А) опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова Б) «Курских песнях» Свиридова В) романсе «Жаворонок» М.И. Глинки Г) концерте №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского Д) «Песне без слов» Мендельсона Задание 2. Сюжетные зарисовки традиционного русского нарядного обряда «Масленица» встречаются в произведениях: А) «Снегурочка» Римского-Корсакова Б) «Петрушка» И. Стравинского В) «Жар-птица» И. Стравинского Г) «Князь Игорь» Д.П. Бородина Д) «Кикимора» Лядова Задание на выбор неправильного ответа Задание 1. Какая из сказочных опер не принадлежащих Н.А. Римскому-Корсакову: А) Конек-Горбунок Б) Золотой петушок В) Снегурочка Г) Садко Тестовые задания на дополнение В заданиях на дополнение готовые ответы не даются. Задания бывают двух видов: 1) с ограниченным ответом (конкретным); 2) свободный (сочинение-эссе). В тексте задания не должно быть повторов. В инструкции – ДОПОЛНИТЕ. Задание 1. Колядки исполняются во время ________ обрядовых праздников. Задание 2. как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: 1 – песня 2 – опера 3 – 4 – 5 – и т.д. Тестовые задания на установление соответствия Данная форма задания позволяет многократно активизировать одну и ту же единицу содержания в процессе обработки умений и довести их до уровня навыков. Этот тип заданий позволяет выявить причинно-следственные связи между элементами музыкального языка и их выразительными возможностями, жанром и его содержанием, автором и произведением и т.п. Задание на установление связей направлены на проверку понимания на основе установления связей между элементами двух множеств. Такими множествами могут быть: 1 композитор и его произведения 2 фамилия композитора и его имя 3 автор и музыкальный фрагмент 4 произведение и его жанр 5 средства музыкальной выразительности и их функции в произведении 6 тип голоса и исполняемое произведение Задания и ответы располагаются столбцами Установите соответствие – инструкция. И.С. Бах Симфония № 5 В.А. Моцарт Токката и фуга ре-минор Л.В. Бетховен Симфония № 40 Итоговые тесты Позволяют выявить качество знаний, умений определить уровень освоения музыкальной деятельности, определить степень развития психологических процессов (мышление, воображение, память и т.д.). В соответствии с задачами итогового контроля комбинируются различные формы тестовых заданий, определяются критерии оценки их выполнения и время на выполнение каждого задания. Задания в тестах располагаются по принципу возрастания их трудности. Тестовые задания для итогового контроля могут быть составлены таким образом, что позволяют выявить знания и умения учащихся, и уровни музыкальной деятельности и степень развития психологических качеств. Необходимо искать задания, комплексно отображающие основные темы учебного курса. На основе уровней музыкальной деятельности могут быть определены меры оценок тестовых заданий. I. Тестовые задания репродуктивного уровня – 1 балл Реконструктивного – 2 балла Вариативного – 3 балла Созидательного – 4 балла Контрольный лист итогового тестирования № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Всего баллов Кол-во баллов 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 4 4 27 Критерии для выставления отметки (сколько баллов какой отметке соответствуют): «5» - «4» - «3» - II. Можно анализировать ответы на предложенные тесты. где, К – качество усвоения знаний а – число правильно решенных заданий теста n – общее число заданий Например: К= 9 / 10 = 0,9 К 0,9 – 1 0,8 – 0,7 0,6 – 0,5 Отметка 5 4 3 Отметка «5» - исчерпывающий ответ, показывающий полное понимание музыкального материала. Отметка «4» - полный ответ, но присутствуют неточности или незначительные ошибки. Отметка «3» - музыкальный материал в основном усвоен, но сделаны существенные ошибки. Отметка «2» - противоречит эстетическим задачам предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки», направленного на формирование положительного отношения к музыкальному искусству.
|