Природа как средство эстетического и нравственного воспитания дошкольников
13 Октября 15, 16:04 | |
Природа как средство эстетического и нравственного воспитания дошкольников Леонтьева Юлия Борисовна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 86» г. Березники Пермский край Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании детей. В этом возрасте возрастает познавательная активность детей, им все интересно, хочется все знать. Задача взрослого – как можно больше дать знаний ребенку. Взрослые должны понимать, что вложишь в детей, то из них и вырастет. Ключевые слова: природа, эстетическое и нравственное воспитание. Основная часть Процесс эстетического и нравственного воспитания детей по экологии нужно начинать с самого раннего возраста. Учить детей знать и понимать природу, слышать ее звуки, видеть формы, постигать ее секреты, учить жить в ладу с природой, которая их окружает. Ведь природа - это красота, которую мы должны сохранить для других поколений. Рекомендовать родителям по возможности завести дома питомца (попугая, морскую свинку, хомяка, кошку и т.д.), чтобы ребенок мог с детства учиться заботиться о живом существе, сопереживать, чтобы своим трудом создавать необходимые условия для их жизни и полноценного развития. Учитывая состояние трехлеток мы поставили перед собой задачи: - Воспитывать бережное и заботливое отношение к живым существам. - Заинтересовать работой по выращиванию растений. - Подвести к доступному пониманию результатов и работы. - Приучать радостно выполнять нужную работу, делиться ее результатами. Мы провели с детьми ряд трудовых занятий и наблюдений, направленные на воспитание деятельной любви к природе. В занятиях по труду мы предлагаем следующие приемы: - Вызвать желание трудиться, выдвигая перед ребенком доступную и интересную цель, направленную на заботу о живых существах. - На основе наглядного показа результатов труда и их использования подводить к пониманию цели и желанию выполнить ее. - Обеспечить результативность детского труда, обучая их несложным приемам через показ, сопровождаемый объяснением, и последующие практические упражнения. - Поддерживать бодрую, радостную атмосферу во время работы, сочетая с организацией красивой и удобной обстановки. - Вызвать удовлетворение от проделанной работы, подводя итоги в конце занятия. - Объяснением, показом, личным примером стимулировать их дальнейшую трудовую деятельность. - Объединить детей общими радостными переживаниями при использовании результатов труда и побуждать их наглядным показом. - Через непосредственное восприятие красоты природы (красивые растения), рассматриванием иллюстраций, организацию красивой обстановки. Применяемые нами приемы: выдвижение перед детьми в труде цели, связанной с заботой о живых существах; поддержка радостной атмосферы во время работы; наглядный показ приемов работы, привлечение ребенка к активному участию в уходе за растениями и животными, введение элементов красоты в процесс труда – оправдали себя. Продвижение детей младшей группы в результате проведения трудовых занятий мы отразили по следующим показателям: - Понимание цели и назначение труда. - Понимание путей достижения этой цели и наличие умений и навыков для осуществления поставленной цели. - Подчинение своих действий и поведения в целом поставленной цели. - Подчинение своих действий и поведения в целом поставленной цели. - Проявление бережного отношения и любви к природе. - Установление связи между трудом детей в природе, выражением их заботы о людях. - Готовность делиться результатами своего труда. Для воспитания у детей деятельной любви к природе и чувства красоты мы использовали трудовые занятия по выращивания растений и занятия по уходу за обитателями уголка природы. В результате проведения этих занятий мы пришли к следующим выводам: - Большое значение в воспитании деятельностной любви к природе в процессе труда следует придавать приемам, направленным на осознание смысла и значения труда. - Для лучшего осознания и принятия цели работы возможно опираться на имеющийся у ребенка опыт. - В раскрытии цели трудовых занятий возможно показывать более широкую перспективу их труда: а) связывать результаты труда с удовлетворением их эстетического чувства; б) необходимо направлять ребенка на выполнением не только для коллектива своей группы, но и для детского сада в целом. - В процессе руководства трудом детей, направленным на осуществление деятельностной любви к природе, особое значение следует уделять приемам, воспитывающим желание и умение осуществить поставленную цель. - Эстетическое воспитание детей в процессе этих занятий осуществляется через содержание труда, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей. - Особое внимание в этих занятиях следует уделять воспитанию положительних чувств: а) жалости и сочувствия к слабым и беззащитным живым существам; б) желания и готовности заботится о них и своим трудом создавать необходимые условия для их жизненного и полноценного развития. - Бережное отношение к природе, осуществляемое через труд, возможно и необходимо связывать с воспитанием у детей заботы о людях, наглядно показывая им, что природа является источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником радости. Список литературы: 1. Машкова С.В. «Познавательно-исследовательская деятельность детей по экологии», изд. «Учитель», Волгоград, 2011 г.
| |
| |
Просмотров: 2274 | Загрузок: 2 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |||||||
|