Природа как средство эстетического и нравственного воспитания дошкольников
13 Октября 15, 16:04
Природа как средство эстетического и нравственного воспитания дошкольников 

Леонтьева Юлия Борисовна 
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 86» 
г. Березники Пермский край 

Аннотация
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании детей. В этом возрасте возрастает познавательная активность детей, им все интересно, хочется все знать. Задача взрослого – как можно больше дать знаний ребенку. Взрослые должны понимать, что вложишь в детей, то из них и вырастет. 

Ключевые слова: природа, эстетическое и нравственное воспитание. 

Основная часть 
Процесс эстетического и нравственного воспитания детей по экологии нужно начинать с самого раннего возраста. Учить детей знать и понимать природу, слышать ее звуки, видеть формы, постигать ее секреты, учить жить в ладу с природой, которая их окружает. Ведь природа - это красота, которую мы должны сохранить для других поколений. 

Рекомендовать родителям по возможности завести дома питомца (попугая, морскую свинку, хомяка, кошку и т.д.), чтобы ребенок мог с детства учиться заботиться о живом существе, сопереживать, чтобы своим трудом создавать необходимые условия для их жизни и полноценного развития. 
Учитывая состояние трехлеток мы поставили перед собой задачи: 
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к живым существам. 
- Заинтересовать работой по выращиванию растений. 
- Подвести к доступному пониманию результатов и работы. 
- Приучать радостно выполнять нужную работу, делиться ее результатами. 
Мы провели с детьми ряд трудовых занятий и наблюдений, направленные на воспитание деятельной любви к природе. В занятиях по труду мы предлагаем следующие приемы: 
- Вызвать желание трудиться, выдвигая перед ребенком доступную и интересную цель, направленную на заботу о живых существах. 
- На основе наглядного показа результатов труда и их использования подводить к пониманию цели и желанию выполнить ее. 
- Обеспечить результативность детского труда, обучая их несложным приемам через показ, сопровождаемый объяснением, и последующие практические упражнения. 
- Поддерживать бодрую, радостную атмосферу во время работы, сочетая с организацией красивой и удобной обстановки. 
- Вызвать удовлетворение от проделанной работы, подводя итоги в конце занятия. 
- Объяснением, показом, личным примером стимулировать их дальнейшую трудовую деятельность. 
- Объединить детей общими радостными переживаниями при использовании результатов труда и побуждать их наглядным показом. 
- Через непосредственное восприятие красоты природы (красивые растения), рассматриванием иллюстраций, организацию красивой обстановки. 

Применяемые нами приемы: выдвижение перед детьми в труде цели, связанной с заботой о живых существах; поддержка радостной атмосферы во время работы; наглядный показ приемов работы, привлечение ребенка к активному участию в уходе за растениями и животными, введение элементов красоты в процесс труда – оправдали себя. 
Продвижение детей младшей группы в результате проведения трудовых занятий мы отразили по следующим показателям: 
- Понимание цели и назначение труда. 
- Понимание путей достижения этой цели и наличие умений и навыков для осуществления поставленной цели. 
- Подчинение своих действий и поведения в целом поставленной цели. 
- Подчинение своих действий и поведения в целом поставленной цели. 
- Проявление бережного отношения и любви к природе. 
- Установление связи между трудом детей в природе, выражением их заботы о людях. 
- Готовность делиться результатами своего труда. 

Для воспитания у детей деятельной любви к природе и чувства красоты мы использовали трудовые занятия по выращивания растений и занятия по уходу за обитателями уголка природы. 

В результате проведения этих занятий мы пришли к следующим выводам: 
- Большое значение в воспитании деятельностной любви к природе в процессе труда следует придавать приемам, направленным на осознание смысла и значения труда. 
- Для лучшего осознания и принятия цели работы возможно опираться на имеющийся у ребенка опыт. 
- В раскрытии цели трудовых занятий возможно показывать более широкую перспективу их труда: 
а) связывать результаты труда с удовлетворением их эстетического чувства; 
б) необходимо направлять ребенка на выполнением не только для коллектива своей группы, но и для детского сада в целом. 
- В процессе руководства трудом детей, направленным на осуществление деятельностной любви к природе, особое значение следует уделять приемам, воспитывающим желание и умение осуществить поставленную цель. 
- Эстетическое воспитание детей в процессе этих занятий осуществляется через содержание труда, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей. 
- Особое внимание в этих занятиях следует уделять воспитанию положительних чувств: 
а) жалости и сочувствия к слабым и беззащитным живым существам; 
б) желания и готовности заботится о них и своим трудом создавать необходимые условия для их жизненного и полноценного развития. 
- Бережное отношение к природе, осуществляемое через труд, возможно и необходимо связывать с воспитанием у детей заботы о людях, наглядно показывая им, что природа является источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником радости. 

Список литературы: 
1. Машкова С.В. «Познавательно-исследовательская деятельность детей по экологии», изд. «Учитель», Волгоград, 2011 г.


Категория: Парад докладов_ III | Добавил: фишка | Теги: природа, нравственное воспитание, эстетическое
Просмотров: 2274 | Загрузок: 2 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 20011959   (29 Октября 15 23:46) [Материал]
Уважаемая Юлия Борисовна! Вы начинаете с самого раннего возраста эстетическое и нравственное воспитание детей, обучая их пониманию природы, умению слышать ее звуки и постигая ее секреты. Это важное и нужное направление деятельности всей образовательной системы, а Ваш подход реализуется комплексно. Данный опыт будет интересен и полезен вашим коллегам. Творческих Вам успехов в нелегком, но благородном деле.
С уважением Марина Борисовна

1 Olga57752   (19 Октября 15 13:59) [Материал]
Очень важно в дошкольный период развивать познавательную активность детей, формировать их кругозор, научить слышать природу, видеть прекрасное, заботиться о живых существах, привить чувство ответственности. Результаты работы Ваших занятий изложены полно и объективно. Спасибо за предоставленный материал.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]