Использование электронных образовательных ресурсов на уроке в условиях введения ФГОС
29 Сентября 15, 16:12
Стефанова Лариса Михайловна, 
учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГОУ РК 
«Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми 

Аннотация. 
В докладе даны определения ЭОР и ЦОР, перечислены традиционные и инновационные критерии оценки электронного образовательного ресурса, раскрыты преимущества использования мультимедийных ресурсов на уроках, представлен каталог электронных образовательных ресурсов на сайте ФЦИОР и проекте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». 

Ключевые слова: ФГОС, ИКТ, ЭОР, ЦОР, компетентностный подход, информационное пространство. 

На современном этапе развития образования традиционные формы обучения не обеспечивают должным образом решения поставленных образовательных задач. В рамках реализации компетентностного подхода в условиях введения ФГОС перед учителем ставится задача изучения и применения новых педагогических возможностей, связанных, в первую очередь, с информационно-коммуникационными технологиями. Д. А. Медведев на заседании Совета по развитию информационного общества отметил, что «современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения». 
Сегодня к профессиональной подготовке учителя предъявляются повышенные требования. Учитель XXI века должен не только в совершенстве знать свой предмет, владеть методикой его преподавания, но и уметь ориентироваться в информационном пространстве, находить рациональные решения поставленных задач. 
На помощь учителю приходит учебно-методическое и информационное обеспечение, а также электронные образовательные ресурсы (ЭОР). 
Под электронным образовательным ресурсом понимается учебный материал, для воспроизведения которого используются электронные устройства. 
Как любой другой учебный материал, ЭОР должен оцениваться совокупностью качеств. Выделяют традиционные и инновационные критерии оценки электронного образовательного ресурса. 
К традиционным критериям относятся: 
- соответствие программе обучения; 
- научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету); 
- соответствие общим принципам дидактики («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.); 
- отсутствие фактографических ошибок, неэтичных компонентов и т.п.; 
- оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии); 
- соответствие СанПИНам и т. д. 
Инновационными критериями ЭОР являются: 
- обеспечение всех компонентов образовательного процесса (получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений учащихся); 
- интерактивность, обеспечивающая расширение самостоятельности учащихся за счет использования деятельностных форм и методов обучения. 
Применение ЭОР позволяет учителю экономить время на уроке, способствует более глубокому погружению в материал, повышению учебной мотивации учащихся, даёт возможность использовать аудио-, видео-, мультимедиа-материалы, вызывать у учащихся желание высказываться (мыслить, спорить, рассуждать). 
Также использование ЭОР содействует росту успеваемости учащихся по предмету, формированию навыков самостоятельной продуктивной деятельности, созданию ситуации успеха на уроке для каждого ученика. Занятия становятся более интересными, учащиеся работают творчески и становятся увереннее в себе. 
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» все школы РФ подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются электронные образовательные ресурсы нового поколения, обладающие инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей современной школы. 
ФГОС ориентирует учителей на использование готовых электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Создаются институты и центры по разработке ЭОР и ЦОР. Созданием ЭОР занимаются профессионалы (педагоги, психологи, дизайнеры, специалисты в области ИКТ). Центры не только разрабатывают электронные образовательные ресурсы, но и проводят их апробацию, осуществляют методическое сопровождение, информационную поддержку, проводят мониторинг по использованию ЭОР в образовании. 
Большая коллекция электронных образовательных ресурсов собрана на сайте федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru/ Представлены электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Каждый модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный ресурс, направленный на решение определенной учебной задачи. Всего в каталоге насчитывается свыше 10 000 ЭОР для основного общего образования и около 6 000 ресурсов для среднего общего образования. 
Проект «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/) реализуются Национальным фондом подготовки кадров. На сайте проходят мастер-классы, в ходе которых можно познакомиться с представленными ЭОР. На сайте есть форум технической поддержки, на котором можно задать вопросы и получить на них ответы. 
В настоящее время к разработке ЭОР активно подключились ведущие издательства РФ, которые ведут научно-исследовательскую работу по формированию открытой информационно-образовательной среды. В состав УМК входят электронные учебные пособия, мультимедийные приложения, отвечающие всем требованиям современного образования, способствующие реализации качественного и эффективного учебного процесса. 
Сегодня учителю предоставляется широкий выбор готовых электронных и цифровых образовательных ресурсов. Его задача – выбрать и умело использовать этот арсенал для решения задач образования. 

Список литературы и используемых ссылок: 
http://www.rosstrategy.com/index.php/pryamaya-rech/vystuplenie-d.-medvedeva-na-sovmestnom-zasedanii-gosudarstvennogo-soveta-i-soveta-po-razvitiyu-informatsionnogo-obschestva - выступление Д. Медведева на совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества 
http://fcior.edu.ru/ - сайт ФЦИОР; 
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 
http://www.intuit.ru/studies/courses/12103/1165/lecture/19313?page=4 – НОУ ИНТУИТ


Категория: Парад докладов_ III | Добавил: larisa-stefanova | Теги: ЦОР, ФГОС, информационное пространство, компетентностный подход, икт, ЭОР
Просмотров: 2583 | Загрузок: 5 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 2
2 20011959   (29 Октября 15 23:58) [Материал]
Уважаемая Лариса Михайловна! Использование современных информационно-коммуникационных технологий и технических средств на уроках весьма актуально на данном этапе развития российского образования. Вы поясняете критерии оценки используемого электронного образовательного ресурса, раскрываете преимущества использования мультимедийных ресурсов на своих уроках, показываете результативность и образовательные эффекты их применения, представляете каталог электронных образовательных ресурсов на сайте ФЦИОР и т.п. К сожалению, я так и не нашла, чем отличаются ЭОР и ЦОР, как было заявлено Вами в аннотации. Но это ничуть не уменьшило положительное впечатление от знакомства с Вашим опытом. Удачи Вам и творческих успехов. С уважением Марина Борисовна

1 Olga57752   (18 Октября 15 20:02) [Материал]
Доклад информативный. Современный педагог должен ориентироваться в информационном пространстве, находить рациональные решения поставленных задач. И в этом педагогу помогают готовые электронные и цифровые образовательные ресурсы. Для того, чтобы создать качественный и интересный материал, необходимо потратить очень много времени, но благодаря электронной базе готового материала можно наиболее интересно комбинировать материал, это позволяет использовать на различных этапах уроках разнообразные приёмы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]