«Создание электронных образовательных продуктов на уроках английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода»
01 Сентября 15, 13:51 | |
Никифорова Елена Борисовна, учитель английского языка МОУ АСОШ №2 города Андреаполя Тверской области Использование Интернет-сервисов в качестве инструментов для создания электронных образовательных продуктов (ЭОП) помогает реализовать системно-деятельностный подход, который положен в основу ФГОС нового поколения, и достичь планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных). Мы живём в эпоху информационных технологий. Сегодня информатизация школы – это необратимый процесс. Одним из наиболее важных моментов, который подразумевает информатизация является индивидуализация учебного процесса (перевод учащегося в режим саморазвития), что влечёт за собой изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к работе в условиях информационного общества. Информационная революция ставит перед школой новые сложные задачи. Но одновременно с этим она предоставляет педагогам средства ИКТ, которые качественно изменяют образовательную среду и помогают эти задачи решить. Сегодня достаточно четко определен вектор развития современной системы образования и сформулирован социальный заказ общества и государства общеобразовательной школе. Задача современной школы - перевести учащегося в режим саморазвития. Этот вызов времени закреплен Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) В основе ФГОС общего образования лежит системно-деятельностный подход. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, высокотехнологичных средств информационно-коммуникационных технологий. С приходом ИКТ в школу в распоряжении педагога появились уникальные инструментальные средства для решения образовательных задач, и мы пытаемся осознать их дидактический потенциал. Попробуем на примерах показать, что Интернет-инструменты позволяют учителю сделать учебный процесс более эффективным, обеспечить деятельностный характер образования, а, следовательно, повысить его качество. В цифровую эпоху изменяется роль учителя в образовательном процессе. Учитель становится, своего рода, аналитиком и менеджером информационных ресурсов, разработчиком и конструктором курсов, модулей, фрагментов уроков с использованием интерактивных мультимедийных инструментов. В рамках этого подхода учитель разрабатывает интерактивное сопровождение учебных ситуаций на уроках, ЭОРы деятельностного типа, которые не содержат полного объёма учебной информации, а, следовательно, представляют собой среду, в которой реализуются новые обучающие виды учебной деятельности. ЭОР, обеспечивающие возможность самостоятельного поиска и конструирования знаний в ходе работы с ними, называют ЭОР деятельностного типа. Наряду с ЭОРами в образовательной практике особую значимость приобретают ЭОПы. Образовательный продукт, полученный в результате самостоятельной, творческой, активной работы учащихся на этапе присвоения знаний, назовём Электронным образовательным продуктом (ЭОП). ЭОПы выступают в качестве средств, которые помогают учащемуся стать субъектом среды, то есть самостоятельным, ответственным за свои образовательные результаты человеком. В основе создания ЭОПов лежит самостоятельное конструирование знаний, результатом которого является деятельностный образовательный продукт. Примерами ЭОП могут служить созданные учащимися видеоролики, подкасты, анимированные фильмы, инфографика, презентации, мэшапы, ленты времени, слайд-шоу и ментальные карты. Вот уже несколько лет в своей работе активно практикую задания по созданию ЭОП. ЭОПы в силу своей интерактивности и диалогичности являются проявлением коллективно-групповых форм взаимодействия. Участники образовательного процесса должны выступать носителями каких-либо идей, иметь собственное мнение и выражать его. Таким образом, созданные учащимися ЭОП являются результатом успешной образовательной деятельности учащихся, отражающим их видение и понимание вопроса. Специфика использования ЭОП в контексте деятельностного подхода: рациональная и эффективная организация образовательного процесса, дифференциация и активизация образовательной деятельности учащихся, развитие мотивации на дальнейшую учебную деятельность и удовлетворение собственных познавательных интересов создание электронных портфолио выполненных учащимися учебных заданий Использование ИКТ для создания учебных продуктов деятельностного типа даёт возможность сделать содержание образования средством развития учащихся. Доступ к информационным и техническим ресурсам Интернета делает учебную деятельность более технологичной, обеспечивает развитие у учащихся умения самостоятельно добывать информацию, извлекать знания, применять их на практике, активно использовать средства информационного взаимодействия, обеспечивает учителю возможность реализовывать требования ФГОС. Ключевая идея: Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, создают собственные образовательные продукты, используя Интернет-сервисы в качестве инструментария. Получить деятельностный продукт как результат учебной деятельности можно и традиционным способом, но в век информационных технологий на первое место выходят ЭОП. Именно они позволят повысить эффективность обучения благодаря комплексному применению различных источников учебной информации и информационному взаимодействию участников образовательного процесса в процессе совместной или индивидуальной работы над созданием учебного продукта. Например, результатом работы над темой "Средства массовой информации” УМК М.З. Биболетовой, Unit 3 8 класс может быть создание собственной телепередачи (Youtube),репортажа о знакомом человеке, который заслуживает того, чтобы о нём написали репортаж (Гугл-документ или Гугл-презентация), коллективное создание стенгазеты о своём классе (он-лайн доска – linoit),сравнение бумажных и электронных книг (Гугл-таблица),написание собственного рассказа (Zooburst),создание комнаты своей мечты в одной из программ-планировщиков,слайд-шоу на сервисе PhotoPeach о том, как прошли летние каникулы,ментальные карты на сервисе Cacco Это далеко не полный перечень деятельностных продуктов (ЭОПов), созданных учащимися. Как правило, учащиеся с удовольствием демонстрируют свои работы одноклассникам на уроке, рассказывая о своём проекте или выполненном творческом задании. Учащиеся могут работать индивидуально или найти себе соавторов. Опыт показывает, что выполнять объёмное задание (например, создавать телепередачу) легче, если объединиться в группы. Для учащихся важно, чтобы инструменты, которыми они пользуются ежедневно, нашли свое применение для решения учебных задач. Мобильные устройства – телефоны, планшеты позволяют проводить фото-, видеосъемки, записывать информацию на диктофон, возможность использовать Интернет. Учащиеся также работали над собственными радиопередачами, записывали подкасты на сервисе Brainshark и на диктофоны собственных телефонов. Такого рода задание позволяет развивать не только навыки говорения, но и аудирования, так как аудиозаписи, сделанные одноклассниками, учащиеся слушают с большим вниманием и желанием понять содержание услышанного. Для того, чтобы работы учащихся не затерялись в просторах Интернета, я предлагаю учащимся создать он-лайн портофолио ЭОП. Портофолио создаём на платформе Гугл сайтов. Мы называем его «Виртуальной тетрадью». Помимо технического обеспечения урока по такой модели учителю и учащимся необходимо иметь хорошие навыки и умения в использовании Интернет-сервисов и обладать компьютерной грамотностью. Создание ЭОП обосновано новыми подходами в образовании, ФГОС нового поколения и положенным в основу системно-деятельностным подходом и обозначенными в стандартах метапредметными результатами. Использование электронной среды обучения актуально, делает образовательный процесс более эффективным, значимым для учащихся, а значит и более результативным. Использованная литература Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г. Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г. | |
| |
Просмотров: 3478 | Загрузок: 5 | Комментарии: 9 | |
Всего комментариев: 9 | ||||||||||||
|