Использование технологии эвристического обучения в современной школе
14 Октября 14, 18:43 | |
Использование технологии эвристического обучения в современной школеПономарёва Ольга Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №8 города Можги Удмуртской Республики В данном докладе представлена информация о Технологии эвристического обучения, целью которой, по мнению А.В. Хуторского, является конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Также показано практическое применение этой технологии во внеклассной деятельность педагога. Ключевые слова: технология обучения, самореализация ученика, формы и методы обучения, принципы обучения, эвристическое обучение. Использование технологии эвристического обучения в современной школе. В современной России, как и во многих других странах мира, в последнее время усиливается интерес к нетрадиционным, альтернативным формам образования. Различные методы обучения используются в современной педагогике, но самое главное, чтобы методика была эффективной и помогала ребёнку в развитии. Эвристическое обучение – это один из популярных методов. Современное определение Эвристического обучения дает А.В.Хуторской – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания [2]. Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы помочь школьнику самому сконструировать собственные цели, смысл и процесс организации. Если говорить проще, то эвристическое обучение – это непрерывное открытие нового. Это обучение сочетает в себе познавательную и творческую деятельность ученика. Во время обучения учитель не даёт ученику готовые знания, а предоставляет ему только объект и ученик сам должен овладеть знаниями об этом объекте. Результат может быть немного непредсказуемым, он зависит от личности ребёнка. Творческая самореализация ученика – вот цель, которая должна быть достигнута при эвристическом обучении. Развитие эвристических подходов к обучению в нашей стране не было связано с инновационными дидактическими системами; эвристический аспект обучения более всего оказался присущ проблемному и развивающему обучению. На самом деле эвристическое обучение имеет свою специфику, которая отличает его как от проблемного, так и от развивающего обучения. Эвристическое обучение также тесно связано с личностно-ориентированным обучением. Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку — различного типа уроков, факультативных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку. Во внеклассной деятельности я часто прибегаю к разным формам работы эвристического обучения. Учащимся очень нравится принимать участие в различных дистанционных олимпиадах, интеллектуальных марафонах и творческих конкурсах. В прошлом учебном году мои ученики приняли участие во многих Всероссийских и Международных творческих конкурсах и заняли призовые места. Результаты нашей практической деятельности представлены в таблице. Естественно, принимая участие в конкурсах международного уровня, не приходится рассчитывать на призовые места. Для ребят это возможность реализовать себя, получить небольшой опыт. Очень сложно среди более двух тысяч участников быть лучшим, хотя иногда это удается. Веретенникова Анастасия, ученица 6 г класса, в прошлом году заняла III место в Международном конкурсе «Новогодние фантазии» среди 2054 участников. Я стараюсь организовывать индивидуальную работу с одаренными детьми и результаты на лицо. Гирбасова Надежда, моя ученица с начальной школы является участником и победителем многих Всероссийских конкурсов, например, во Всероссийском открытом творческом марафоне «Пускай снежинка не растает, пока часы 12 бьют» Надя заняла I место и III место в конкурсе, посвященном Дню Учителя «Учитель – как много в этом слове…». Подобные мероприятия помогают детям себя реализовать, продемонстрировать свои творческие способности. Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения русскому языку, является эвристический метод. Нередко эвристический метод выступает в практике обучения в форме так называемой эвристической беседы. Опыт многих учителей, широко применяющих эвристический метод, показал, что он влияет на отношение учащихся к учебной деятельности. Приобретя "вкус" к эвристике, учащиеся начинают расценивать работу по "готовым указаниям", как работу неинтересную и скучную. Наиболее значимыми моментами их учебной деятельности на уроке и в домашних условиях становятся самостоятельные "открытия" того или иного способа решения задачи. Явно возрастает интерес учащихся к тем видам работ, в которых находят применение эвристические методы и приемы. Таким образом, смело можно говорить о том, что технология эвристического обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению. Надеюсь, что мой опыт работы по технологии эвристического обучения окажется полезным не только тем учителям, которые работают по данной программе, но и всем остальным, т.к. элементы этой технологии можно очень эффективно использовать и при обучении детей по традиционной программе (это подсказывает и моя личная практика). Библиография 1. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учебное пособие для студентов вузов/ И. П. Подласый. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2006. – 365с. 2. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 2000 | |
| |
Просмотров: 5116 | Загрузок: 161 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|