Формирование гражданско - правовой культуры школьников во внеурочное время
12 Октября 14, 15:30 | |
«Формирование гражданско - правовой культуры школьников во внеурочной деятельности»Бердникова Татьяна Вячеславовна, воспитатель, ГБОУ РМЭ «Школа – интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска» Аннотация В данной статье представлен опыт работы педагога по формированию гражданско – правовой культуры школьников. Раскрываются особенности данной работы в системе школы – интерната. Ключевые слова: гражданственность, право, активные формы организации внеурочной деятельности учащихся. Каждого педагога волнует вопрос «Кем станут его воспитанники?», и главное – «Какими они будут?». Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Разрешить этот вопрос поможет гражданско-правовое воспитание учащихся. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Дети круглосуточно находятся в школе – интернате, поэтому необходимо выработать привычку уважительного отношения к правилам общежития, законам школы. Необходимо научить детей разрешать конфликты в повседневной жизни правовыми способами. Классное самоуправление позволяет развивать в ребенке лидерские качества, формирует правовую культуру. Школьный класс – это модель жизни. И если в нем дети не научатся делать верный выбор, принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимания с одноклассниками, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни. Формирование названных умений предполагает системное использование активных форм организации внеурочной деятельности учащихся, позволяющих приобрести знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки, требующиеся гражданам демократического общества. Чтобы работа по данному направлению была стабильной мною разработана программа «Я человек и гражданин, хотя и маленький», рассчитанная на 2 года. Программа состоит из трех разделов: - дорога к человечности; - к великой нашей Родине любовь берет от малой родины начало; - наш дом - Россия Деятельность в рамках данной программы является органическим продолжением работы по нравственному воспитанию. Компоненты правовой информации связываются по смыслу с гуманистическими этическими ценностями. Соблюдается преемственность с начальной школой. Главное место в программе занимает дальнейшее раскрытие всего курса жизненно – смысловых ценностей гуманистического характера предполагаемых для усвоения в средней школе. Наряду с задачами нравственного воспитания решаются и задачи становления гражданско – правовой культуры школьников. В начальной школе были заложены основные моральные ценности, нормы поведения. На второй ступени (основная школа) идет формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом Права человека лучше всего постигать на доступном детям материале. На своих занятиях провожу знакомство с Декларацией прав человека через примеры литературных произведений, с Конвенцией о правах Ребенка, с Конституцией РФ. Занятия по гражданско – правовому воспитанию – не традиционные уроки, это занятия – беседы, практикумы, игры, участие в конкурсах. В своей работе использую различные методы: познавательно – интеллектуальные игры, например «Выборы мэра Цветочного города!», диспуты «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», круглые столы «Права ребенка», «Мы граждане России». В ходе игр воспитанники учатся применять теоретические знания в конкретных ситуациях. Данные формы активной деятельности формируют гражданскую активность, ответственность, воспитывают уважение к правам и свободам человека, с целью развития творческих способностей воспитанников, актуализации правовых знаний организую участие в конкурсах. Воспитанники приняли участие во всероссийских конкурсах: «Я помню! Я горжусь!», посвященном 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне; в конкурсе рисунков «Это мои права», в котором трое участников вышли в финал; в республиканском литературно – творческом конкурсе «Мой друг, Отчизне посвятим…», конкурсе творческих работ «Недаром помнит вся Россия», посвященном Отечественной войне 1812 года, конкурсе «Патриоты России». Практика показала, что эффективной формой вовлечения воспитанников в демократический процесс является классное самоуправление. Через организацию избирательной кампании происходит непосредственное изучение вопросов избирательного права. Самоуправление осуществляется посредством создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых творческих поручений. Органы классного самоуправления показали себя творческими, ищущими и мобильными, что позволило в 2012 – 2013 учебном году выиграть в школьном конкурсе «Самый классный класс». Работа по данному направлению проводится в содружестве с родителями. Провели родительские собрания с участием детей: «Семья – это то, что с тобою всегда», «Семь слагаемых семейного счастья». Внеурочная деятельность включает в себя: участие в социальных акциях, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами Афганцами, участие в интернет - конкурсах и олимпиадах, в волонтерском движении, в ставших традиционными школьных мероприятиях - неделе молодого избирателя и фестивале инсценированной военно – патриотической песни «Я помню! Я горжусь!». Работа по теме «Формирование гражданско - правовой культуры школьников во внеурочной деятельности» помогает мне воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника 9 класса: коммуникативного, владеющего культурой общения, бережно относящегося к общечеловеческим ценностям, честного, умеющего отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчивого в преодолении трудностей, способного к сознательному управлению своим поведением, гражданина, патриота, ощущающего ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества, обладающего уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой. Литература 1.Баженов В.Г., Баженова В.П.Правовое воспитание школьников в процессе внеклассной и внеурочной работы // Нравственно-правовое воспитание учащихся: Из опыта работы: Книга для учителя /Сост. А.Ф. Никитин. -М.:Просвещение, 1986.- 143с. 2. Васильев К.Ю. Гражданское воспитание учащихся. М. 1992 г. 3.Гавриш Е.М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников, М.: 2012 4.Давыдов Г.П. и др. Правовое воспитание в системе работы школы.- М., 1976. 5.Ивлева Л.Г. Внеклассные мероприятия по гражданско – правовому воспитанию школьников: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006. 6.Иоффе А.Н. Гражданское образование: цели, формы и методы работы // Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М.: Издательство «Центр гуманитарного образования», 1998,- 224с. 7. Никитин, А. Ф. Что такое правовая культура / А. Ф. Никитин. М. Просвещение, 1988. - 112 с. 8. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-pravovoi-kultury-mladshego-shkolnika#ixzz2aQ1s52l9 9.Певцова, Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Е.А. Певцова. М.: Нов. учеб., 2003.- 415 с. 10. Степанчук Т.А. Педагогическая технология формирования гражданской ответственности у учащихся старших классов в современном социуме автореферат 2012г. | |
| |
Просмотров: 4470 | Загрузок: 157 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|