Культурологический подход к изучению литературы
02 Октября 14, 12:00

Культурологический подход к изучению литературы


Фадеева Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска

Аннотация:
Культурологическая некомпетентность учащихся, утрата связи с духовной культурой своего народа и человечества в целом говорят о необходимости воспитания в современной школе «человека культуры». В статье раскрывается опыт преподавания литературы в контексте культуры.

Ключевые слова: культура, культурологический подход, диалог искусств, интеграция

Одна из важнейших задач школьного образования – формирование жизненной позиции, основанной на вдумчивом и бережном отношении к общемировым культурным ценностям. Современные методисты отмечают необходимость изучения литературы в контексте культуры. Литературное произведение, являясь фактом духовной культуры народа, аккумулирует и в отраженном виде представляет факты иных культурных сфер – философии, истории, политики, социально-общественной жизни, архитектуры, живописи, музыки.

Таким образом, при изучении литературы происходит приобщение учащихся к эмоциональному восприятию и пониманию самых разнообразных фактов культуры как своего, так и других народов. Учащиеся узнают разные точки зрения о тех или иных фактах истории (через интерпретацию автора), знакомятся с обрядами и обычаями народа, с его религиозными представлениями и моральными нормами.
Культурологический подход – подход, направленный на изучение литературных произведений на фоне широкого культурологического контекста, учитывающий, что литературный текст как факт культуры отображает признаки определенной культурной эпохи, её философские концепции, что существенно расширяет читательское восприятие, способствует лучшему осмыслению фундаментальных ценностей культуры.

Культурологический подход к изучению литературы становится наиболее актуальным на сегодняшний день. Объясняется это тем, что каждая эпоха характеризуется своими обычаями, взглядами, системой культурных ценностей. Со временем они меняются. И чем дальше уходит эпоха, тем менее внятным становится наше представление о ней. Меж тем писатели не только запечатлевали эпоху, но и опирались на её культурные представления. Помочь понять смысл художественных текстов русской классической литературы XIX - начала XX в., ознакомиться с культурой, нравами, обычаями, религией различных народов и правильно воспринять художественные образы, созданные русскими писателями, поможет обращение на уроках литературы к «Словарю культуроведческой лексики русской классической литературы» С. Бирюковой.

Культурологический компонент - это и преподавание литературы в контексте других видов искусства, которые могут помочь ученикам понять актуальность поставленной проблемы не только для писателя, но и художников, музыкантов, скульпторов других стран.

Укажем некоторые методы и приемы при изучении культурного аспекта художественного произведения.
• Работа учащихся с комментариями к художественному произведению.
• Создание учащимися историко-культурного комментария к произведению.
• Работа с культуроведческими и искусствоведческими тестами.
• Сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением.
• Осмысление художественного произведения через музыкальную интерпретацию.
• Сопоставление произведений разных видов искусств.
• Проведение специальных уроков «Погружение в эпоху».
• Виртуальные экскурсии.
• Интегрированные задания и проекты.

Интегрированные задания развивают способность слышать диалог искусств, культур, умение участвовать в диалоге.

Приведем примеры таких интегрированных заданий.
1. Сопоставьте стихотворения М. Волошина «Осень... осень... Весь Париж...»,
«Письмо» и пейзажи К. Писсарро «Бульвар Монмартр», «Улица дель Сент-Оноре после полудня. Эффект дождя». Прокомментируйте слова Поля Валери: «Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью».
2. Что роднит лирику М. Ю. Лермонтова и картину Э. Делакруа «Свобода на баррикадах»?
3. Прочитайте стихотворение Осипа Мандельштама «Silentium». Какую из картин Чюрлениса можно было бы озвучить этим стихотворением?
4. Прочитайте отрывок из рассказа Глеба Успенского «Выпрямила». О какой скульптуре, на Ваш взгляд, идет речь? Что и почему так изменило восприятие жизни героем произведения? В чем смысл названия рассказа? Назовите произведение искусства, которое оказало на Вас воздействие, сходное с описанным в эпизоде.

При изучении творчества А.С. Пушкина рекомендуем сравнить графические портреты поэта: «Пушкин-лицеист» (1936-1937), В. А. Фаворского, «Портрет Пушкина» А. И. Кравченко (1936-1937), «А. Пушкин» И. К. Архангельской (1937), «Пушкин за рабочим столом в своем кабинете» (1936) Н. П. Ульянова, «Портрет А. С. Пушкина» (1924), «Портрет А. С. Пушкина» (1948) Ф. Д. Павлинова, «Пушкин в Петербурге» (1961). Предлагаемые учащимся вопросы и задания: Какие свойства характера поэта передает каждый из портретов? Как, с вашей точки зрения, пушкинские портреты соотносятся с конкретными этапами жизни поэта? Какие средства графического изображения использует каждый из художников для создания образа? Подберите отрывки из стихотворений Пушкина, созвучные каждому из портретов. Каково отношение каждого из художников к поэту, что они больше всего ценили и выделяли в нем? Напишите об этом в сочинении «Графические портреты Пушкина»

В процессе изучения литературы с точки зрения культурологического подхода у учащихся формируются также умения находить и характеризовать историко–культурные факты, отраженные в литературных произведениях; использовать историко–культурные комментарии к литературному произведению и различные источники информации (справочную, энциклопедическую литературу, средства массовой информации, музеи, библиотеки) для обогащения фоновых знаний.

Список литературы
1. Доманский В. А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002
2. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХVIII-ХIХ века). — СПб.: Искусство, 1994.
3. Федосюк, Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. — М.: Флинта: Наука, 2007.
4. Черкезова М.В. Культуроведческий аспект литературного образования. // Журнал «Русская словесность», № 3, 1998 г., стр. 32

Категория: Парад докладов_II | Добавил: tatiana74 | Теги: Интеграция, литература, Интегрированные задания, культура
Просмотров: 6232 | Загрузок: 171 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
1 nataliya69   (08 Ноября 14 17:59) [Материал]
Уважаемая, Татьяна Викторовна, с интересом прочитала Вашу статью. Актуальность данного направления в воспитательном процессе несомненна. Ваш опыт преподавания литературы в контексте культуры приобщает «учащихся к эмоциональному восприятию и пониманию самых разнообразных фактов культуры, как своего, так и других народов». Это устанавливает связь учащегося «с духовной культурой своего народа». При чтении статьи я отметила то, что Вы приводите конкретные примеры методов и приемов при изучении культурного аспекта художественного произведения, примеры интегрированных заданий, подробные рекомендации для сравнения графических портретов поэта – эта практическая часть наглядно показывает реальную результативность применяемых форм и видов работы в предложенном Вами направлении. Татьяна Викторовна, спасибо Вам за содержательную статью. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! С уважением Наталия Александровна.

2 tatiana74   (12 Ноября 14 10:55) [Материал]
Спасибо за отзыв!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]