Современный урок в постоянно меняющемся мире – это урок, на котором хочется учиться
01 Октября 14, 19:16 | |
Современный урок в постоянно меняющемся мире – это урок, на котором хочется учиться Божко Н. А. учитель начальных классов КГУ «Больше – Чураковская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района» Республика Казахстан Аннотация В статье рассматривается «стержневая роль учителя в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников». Автор прослеживает эффективность внедрения формативного оценивания практику преподавания учителя начальных классов, придание уроку современных черт с помощью установления обратной связи с учеником. Урок состоялся - когда каждый ученик в пределах своих интеллектуальных и творческих способностей действует максимально активно и получает что - то полезное или важное для себя. Ключевые слова: стержневая роль учителя, успешность обучения учеников, формативное оценивание - «Пирамида знаний» и «Светофор», таксономия Блума. Мы многое знаем, многое вспоминаем, многое узнаём впервые. Так как мир не стоит на месте, он постоянно меняется, совершенствуется. Каждый раз, переступая порог школы, мы видим перемены, которые произошли в ней. На первый взгляд видна одна и та же картина: учитель входит в класс, спрашивает учеников, использует современные информационные технологии, преподаёт в хорошо оборудованных кабинетах. Но, если мы присмотримся внимательно, то увидим, что одни учителя идут «в класс с предметом к детям», а другие идут «с детьми к предмету». Если обучаемый пассивно сидит в классе, слушая своего учителя, который все время мыслит, тогда ученик думает о чём-то своём. Учение – это, когда ученик трудится в поте лица, а не пассивно наблюдает. И поэтому роль учителя придать уроку современные черты (см. приложение 1). Ведь «стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель». "Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Вы сегодня такие нарядные, счастливые, и добрые! А сейчас поприветствуйте и вы друг друга!" Теперь каждое утро учебного дня мы начинаем так. Мы привыкаем друг к другу, замечаем много прекрасного и неповторимого вокруг нас, открываем то, чего не видели раньше в своих одноклассниках, учимся быть открытыми и искренними. Вот так легко можно создать положительный эмоциональный настрой, взаимодействие друг с другом. Ценным открытием для меня стало знакомство с формативным оцениванием. Термин «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», значит наблюдать за тем, что делает другой человек. С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся предлагается два вида оценивания это - суммативное и формативное. Роберт Стейк привёл такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп - это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп - это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире. Мне нравится использовать технику формативного оценивания "Пирамида знаний" (см. приложение 2). После изучения нового материала можно предложить уче¬никам выстроить свою пирамиду знаний, умений. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока - интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции. Эту работу я, в основном, провожу в группах - каждая группа получает "пирамиду" и заполняет нижнюю строчку, затем группы меняются "пирамидами" и оценивают их запись техникой формативного оценивания "Светофор" (кстати, подходят к этому очень серьёзно). Затем на полученной пирамиде делают вторую запись и снова обмениваются пирамидами (соответственно оценивают) и так далее. Совместное заполнение пирамид сплачивает учащихся, они закрепляют полученные знания, видят свой прогресс и прогресс своих одноклассников. Эффект от проделанной работы потрясающий. Особое место в моей практике занимает обучение учащихся с помощью технологии критического мышления. Наиболее эффективным средством для постановки конкретных познавательных целей обучения различного уровня является таксономия Б. Блума. Таксономия Б. Блума представляет собой иерархию следующих мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Разработка учебных заданий по таксономии Б. Блума приносит реальные результаты (см. приложение 3). Мы знаем много примеров о важности диалога в обучении. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учитель. Например, работа в паре – это залог успешного взаимообучения. Мы с учениками используем диалог при знакомстве с новыми формулировками и правилами. Для этого ученики сначала самостоятельно знакомятся с новым понятием. Затем рассказывают новые сведения друг другу в паре (сидя за партой). После этого пары становятся динамичными (см. приложение 4), дети меняют пары по заданию учителя или по собственному желанию и продолжают вести диалог. Позади много трудностей, но ещё больше достижений. Достаточно посмотреть на лица моих детей во время сотрудничества - я вижу устремлённый взгляд, думающие лица. Я вижу, что мои дети стали уверенными, мотивированными, более удачливыми. Но это величина не постоянная. Я думаю что, повседневная работа учителя поможет этой величине стать постоянной. А для этого я должна создать условия для формирования у моих учеников навыков тому, как обучаться. А пока: Я знаю, что когда я появлюсь на пороге своего класса и увижу глаза своих детей, то они мне многое скажут. Наташа будет ждать помощи от Жании. Жандос будет просить моей помощи застегнуть куртку. Вика захочет многое рассказать, а на уроке время ограничено. Артём, решая самостоятельную работу, будет постоянно спрашивать «правильно я делаю или нет». Руслана будет просто сидеть и смотреть вокруг. Данил встанет и пойдёт по классу. Катя будет стараться ответить на все вопросы, ведь это для неё важно. А кто - то будет просто листать книгу. Может быть, просто там интересные картинки, а может быть, он увидел то, чего не увидели все мы. Список литературы 1. Руководство для учителя третий (базовый) уровень. // Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан / www.cpm.kz, 2012. С. 110, С. 116. 2. Г.А.Рудик Современный урок в контексте Европейскойой системы квалификации // Центр современной педагогики Обучение без границ Монреаль Канада / 2011. Модуль 2, задание 3. 3. Формативное оценивание в начальной школе //Практическое пособие для учителя/ Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. Б.: «Билим», 2012. С. 11 | |
| |
Просмотров: 3428 | Загрузок: 156 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |||||||
|