Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы в 5 – 9 классах
18 Сентября 14, 19:15 | |
Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГОУ РК «РЦО» г. Сыктывкара Республики Коми Аннотация: В данной работе рассматривается проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы в 5-9 классах. Ключевые слова: познавательный интерес, факторы активности, приёмы активизации, литература, чтение. Художественная литература учит учащихся взаимопониманию, развивает их чувства, речь, ум, духовно обогащает формирующуюся личность. Но если у учащихся отсутствует желание учиться, то учение становится мучительным и бессмысленным. Только увлечение учебным предметом способствует развитию способностей учащихся. Поэтому основной задачей учителя является пробудить у учащихся интерес к своему предмету. В настоящее время, к сожалению, у школьников наблюдается снижение интереса к чтению. Это, в свою очередь, отражается на грамотности, развитии речи и памяти учащихся, уровне их интеллекта. На помощь учителю приходят приёмы активизации, применение которых способствует достижению цели – вызвать у учащихся интерес к изучению литературы и повысить их познавательную активность на уроках. При этом решаются следующие задачи: - формирование у школьников умений и навыков через активизацию познавательной деятельности; - повышение речевой культуры учащихся через обсуждение проблемных ситуаций; - воспитание учащихся посредством исследования проблем нравственного характера. Работая над темой «Активизация познавательной деятельности на уроках литературы в 5-9 классах», мною были рассмотрены конкретные пути формирования и развития познавательного интереса, который является источником активизации познавательной деятельности учеников. В ходе работы были изучены теоретические основы проблемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы в 5-9 классах, определена сущность понятия активизации познавательной деятельности, выявлены методические условия повышения эффективности использования приёмов, методов и средств активизации в структуре урока литературы, разработан комплекс методических материалов. Основными факторами, побуждающими учащихся к активности, являются: интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения уроков и воздействие на эмоциональную сферу учащихся. Главным мотивом активизации учащихся является интерес. Учащиеся не проявляют интерес к надуманной ситуации, не отражающей реальную действительность, не участвуют в обсуждении проблемы, не имеющей к ним никакого отношения. Интерес у учащихся возрастает тогда, когда учебный материал содержит проблемы, с которыми им приходилось встречаться в жизни. Творческий характер учебно-познавательной деятельности является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, что побуждает их к активному поиску новых знаний. Состязательность также побуждает учащихся к активной деятельности. При этом каждый ученик стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свои знания. Игровой характер проведения уроков включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности. Игра мотивирует учащихся на активную мыслительную деятельность и должна решать образовательные задачи. Эмоциональное воздействие вызывает у учащихся заинтересованность и желание активно включиться в процесс учения. Учитывая перечисленные факторы, учитель может активизировать деятельность учащихся и вызвать у них интерес к урокам литературы. Далее я хотела остановиться на приёмах активизации деятельности учащихся на уроках литературы в 5-9 классах. Очень часто приходится слышать от учащихся следующие слова: «Я прочитал произведение, но ничего не понял». Что это? Отговорка? Невнимательное чтение? Или, действительно, ученику сложно постигнуть содержание прочитанного произведения, а тем более и вникнуть в суть поставленных в произведении проблем, понять замысел автора? Я готовлю для учащихся карты – информаторы, на которых помещаю информацию о жизни и творчестве писателя, его портрет, иллюстрации к произведениям. Учащиеся с интересом знакомятся с предложенным материалом, делают записи в тетради. При изучении биографии писателя можно использовать приём выделения сведений. Это могут быть значимые события в жизни и творчестве писателя, интересные, запомнившиеся сведения биографии. Учащимся предлагается задание прочитать статью о писателе. После этого учитель задаёт вопросы: «Какие события в жизни писателя были значимыми?», «Что показалось необычным, интересным в биографии писателя?» Можно предложить оформить эти факты в виде таблицы. Также можно использовать приём «Это всё о нём». Учащимся предлагаются высказывания русских писателей, критиков о творчестве изучаемого автора, его характере, внешности. Учащиеся сравнивают высказывания, делают выводы о том, что есть общее в оценках творчества писателя, чем они отличаются. Часто на уроках литературы я использую игровые приёмы (кроссворды, ребусы, игровые задания и т. д.). Игровые приёмы способствуют развитию у учащихся познавательного интереса к предмету и помогают усвоить учебный материал. Использование различных приёмов активизации познавательной деятельности учащихся помогает заинтересовать учеников, способствует более глубокому изучению художественного произведения, формированию у учащихся навыков работы с текстом произведения, литературоведческими терминами, расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности. Учащиеся становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками процесса обучения. Список использованной литературы: Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавании литературы в школе. - М., Просвещение, 1990. Мечинская Н. А. Педагогические проблемы активности личности в обучении. - М., 1973. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1982. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1982. | |
| |
Просмотров: 4591 | Загрузок: 213 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|