«Развитие музыкального мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях фортепиано»
15 Сентября 14, 11:31 | |
«Развитие музыкального мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях фортепиано» Распопова Ю.Ю., преподаватель «Детской школы искусств «Ренессанс», г. Верхняя Салда, Свердловской области Аннотация: В данной работе рассматриваются особенности детей младшего школьного возраста и методы развития музыкального мышления на занятиях фортепиано. Ключевые слова: музыкальное мышление, школьники младшего возраста, методы развития, фортепиано. Понятие «музыкальное мышление» представляет собой вид общего мышления человека. Оно определяется как процесс мо¬делирования отношений человека к реальной действительности в интонируемых звуковых образах и возникает в процессе и как результат активного, эстетически окрашенного взаимодействия со звуковой реальностью. Основными мыслительными операциями являются: сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Основными видами музыкального мышления являются: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребёнка, который оказывает решающее воздействие на всё последующее формирование его физических, умственных и художественно-творческих способностей. Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, добросовестны в выполнении задания, а также легко поддаются внушению, быстро устают от однообразной работы. Их музыкально-слуховые проявления отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, активностью восприятия ритмики, сосредоточением слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре и ритмо-интонациям музыкальных произведениях. Гибкость мускулатуры, присущая возрасту, исключительно благоприятствует естественному формированию технических навыков и их быстрому закреплению в процессе учёбы. У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвёрных классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление. К наиболее эффективным методам и приёмам развития музыкального мышления на занятиях фортепиано относятся: словесное пояснение, показ, чтение с листа, эскизное разучивание музыкальных произведений, игра в ансамбле, метод целостного анализа музыкального сочинения. Традиции русской фортепианной исполнительской и педагогической школы позволяют утверждать, что чтобы взрастить интеллектуально мыслящее поколение талантливых музыкантов – необходимо развивать музыкальное мышление у юных дарований с первых шагов. Для проверки основных теоретических положений работы было проведено опытно-экспериментальное исследование. Опытная работа проводилась на базе фортепианного отделения «Детской школы искусств «Ренессанс» города Верхняя Салда. В работе приняло участие 16 человек. Критериями эффективности используемых методов уровня развития музыкального мышления являются: - уровень развития наглядно-действенного мышления; - уровень развития наглядно-образного мышления; - уровень развития абстрактно-логического мышления. Опытная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для определения уровня развития музыкального мышления у учащихся им предлагалось выполнить следующие задания: - наглядно-действенное мышление: повторить мотив на инструменте и одновременно спеть его голосом; на клавиатуре на одном звуке повторить ритмическую композицию; передать в игре (мотив, фраза) заданное настроение; - наглядно-образное мышление: подобрать наиболее подходящую картинку к заданному музыкальному фрагменту; проанализировать музыкальный фрагмент по нотам, не проигрывая на инструменте, используя заданные слова; подобрать к каждому графическому рисунку соответствующий на твой взгляд музыкальный жанр: песня, марш, полька, вальс; - абстрактно-логическое мышление: охарактеризовать музыкальный фрагмент методом «Исключения слов»: - регистр: высокий, средний, низкий; - динамика: тихая, громкая; - лад: мажорный, минорный; - темп: быстрый, средний, медленный; довести (закончить) музыкальную фразу до тоники (либо на инструменте, либо голосом); охарактеризовать музыкальный фрагмент (или сыграть самому), продемонстрировать понимание зависимости настроения и характера от используемых средств (мелодия, лад, ритм, форма). Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы позволил сделать следующие выводы: использование в учебном процессе различных форм организации музыкальной деятельности учащихся и предложенных методов и приемов развития музыкального мышления способствует активизации этого процесса, по сравнению с началом учебного года показатель уровня развития музыкального мышления у учащихся в классе фортепиано вырос до 89,6 %. Таким образом, сопоставление данных, полученных по всем видам проверок опытно-экспериментальной работы, подтвердило эффективность используемых методов развития музыкального мышления у младших школьников в классе фортепиано. Список литературы: 1.Коган, Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. – М.: Музгиз, 1963. – 200с. 2.Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога / Г. Г. Нейгауз. – М.: Музгиз, 1958. – 319с. 3.Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – 2-е изд., испр. доп. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 384с. | |
| |
Просмотров: 2896 | Загрузок: 157 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|