Влияние семейных традиций на становление культуры детского чтения
25 Сентября 13, 21:20 | |
Влияние семейных традиций на становление культуры детского чтения Гарченко Марина Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 100 г. Волгограда; Полтавская Мария Борисовна, к. с. н., доцент кафедры экономики и управления НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» Аннотация Значение книги в жизни человека огромно. Чтение – это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей прошлого и настоящего. В последние десятилетия в России, как и во многих странах мира, продолжается процесс падения уровня читательской культуры населения. Ключевые слова влияние семьи семейные традиции традиция семейного чтения взгляды на детское чтение метод исследования отношение младших школьников к чтению Человек всю свою жизнь испытывает на себе влияние семьи. Ведь семья – это место, где формируется личность человека, происходит его становление, понимание мира и себя в этом мире. Одним из условий создания высоконравственной атмосферы в семье являются традиции. Семейные традиции играют большую роль в воспитании ребенка. Одной из важной, но увы, ставшей довольно редкой, традицией является традиция семейного чтения. «...Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал... Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров», - писал А.Н. Толстой. Эти традиции в наше время подменены телевидением, компьютером, Интернетом. Когда вся семья собиралась вместе, сообща читали и слушали, это создавало атмосферу духовного единения. Умение слушать - большой труд, толчок к творчеству. В апреле 2012 г. нами было проведено исследование, целью которого являлось изучить отношение младших школьников к чтению, в том числе выявить наличие в семьях традиции совместного чтения. Основной метод исследования - интервью, которое было проведено с 20-тью первоклассниками. Практически все ребята (18 из 20-ти) ответили, что читать они любят, и что процесс чтения им нравится, потому что «можно узнать много нового», «в книжках есть красивые и яркие картинки», «можно встретить волшебство», «особенно интересно про животных», «больше всего люблю читать про машины и оружие». Только четверым первоклассникам из двадцати родители или бабушка с дедушкой продолжают читать книги вслух. Многие ребята ответили, что «мама перестала читать, потому что я научился сам(а)», «я вырос и теперь читаю сам», «маме стало некогда». Но многие дети очень хотели бы, чтобы им продолжали читать книжки вслух. Разные ответы детей были на вопрос, где хранятся в доме книги и сколько их. Оказалось, что книжных шкафов или нескольких полок с книгами довольно мало в семьях, чаще всего это одна-две полки, либо книги хранятся в ящике стола, или даже «в перевязанной коробке в чулане». Да и по количеству книг школьники часто называли от нескольких десятков до сотни штук. Пятерым детям книги в подарок теперь не дарят, еще троим – «очень редко», остальные получают в праздничные дни книги в подарок. Только у шестерых первоклассников сами любят читать мама или папа, в остальных семьях либо родители совсем не читаю, либо делают это очень редко. Зато почти у половины младших школьников родители по вечерам долго сидят за компьютером, общаются с друзьями в Интернете (у семерых из двадцати опрошенных). Таким образом, можно сделать вывод, что традиция семейного чтения практически утеряна, хотя дети с удовольствием и радостью читали бы вместе со взрослыми, чтобы опять ощутить семя маленькими, как в дошкольном детстве, садике, когда мама рядом. Традиции - это основа уклада дружной и крепкой семьи, у которой есть будущее. Поэтому необходимо возрождать традиции, в том числе традиции семейного чтения. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, тогда они будут сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Список литературы и используемых ссылок 1. Мошкова И.Н. Укрепление семьи - общецерковная задача/И.Н. Мошкова// В начале пути: сборник материалов «Школы православной семьи». М., 2002, С. 68 2. Роль семьи в воспитании детей [Электронный ресурс] http://degru.ucoz.ru/Roditeli/Rol_semi.htm (Дата обращения 12.05.2012) 3. Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / сост. Г. В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007, С.9.. | |
| |
Просмотров: 4314 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | |
Всего комментариев: 6 | |||||||||||
|