Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
24 Сентября 13, 20:09 | |
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессеФёдорова Галина Михайловна, учитель биологии УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми Аннотация: доклад знакомит с использованием здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе Ключевые слова: технология, здоровьесбережение, приёмы работы. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее важных и сложных задач современной системы образования. В настоящее время только незначительная часть обучающихся являются здоровыми, поэтому воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни приобретает социальную значимость. Взрослые несут ответственность за детей, находящихся под их опекой. Большая часть этой ответственности ложится на школу. И хотя школьники в УКП «РДБ» находятся непродолжительное время, ответственность эта усиливается, так как к нам они попадают уже нездоровыми. Фундаментальный принцип медицины и педагогики «Не навреди». Медицина занимается болезнями, т. е. лечением. Задача школы при больнице – сохранить и укрепить здоровье школьника, т. е. профилактическая. Главная цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья. Задачи здоровьесберегающей технологии: - формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью; - формирование системы знаний о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих здоровье; - раскрытие закономерности развития организма в тесной связи с окружающей средой; - раскрытие принципов здорового образа жизни; - формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни; - усвоение знаний о методах укрепления и сохранения здоровья, путях создания резервов здоровья; - представление об отрицательном воздействии на организм человека негативных последствий игромании, употребления наркотических и психотропных веществ, о причинах заболеваний и путях возможного выздоровления; - формирование негативного отношения к вредным привычкам; - формирование интереса к биологии как к учебному предмету; - формирование основ гармоничного, уважительного взаимоотношения между людьми, культуры общения; - создание ощущения радости, уверенности в себе, в выздоровлении; - обеспечение комплексного подхода в реализации программы здоровьесбережения во взаимодействии со специалистами социума (медработники, РОВД, МЧС, наркологи и др.). Выполнение данных задач осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе. В условиях УКП «РДБ» каждый урок должен быть здоровьесберегающим. Я особо обращаю внимание на то, в каком состоянии пришел ученик на урок, на какую работу он способен, оцениваю его возможности. Здоровьесбережение на уроках - это: - развитие познавательного интереса у учащихся; - смена форм деятельности; - использование активных методов обучения (поисковый, игровой, исследовательский, диалоговый и др.); - соблюдение гигиенических условий (освещённость, высота парт, правильное рассаживание учеников с учётом их зрения и слуха, проветривание помещения и др.); - смена поз во время урока; - искусство речи, доброжелательный, спокойный тон учителя; - создание благоприятного психологического климата, положительных эмоций; - динамические паузы (физкультминутки), зарядка для глаз, для снятия напряжения. Пребывание на уроках сопровождается ограничением в движениях, что приводит к утомлению, поэтому постоянно провожу работу для снижения утомления: - не перегружаю учебный материал; - рационально организую урок; - применяю индивидуальный подход к детям: - организую работу на уроке в темпе, который подходит данному ученику; - выбор способа работы; - учет возрастных особенностей; - учет особенностей заболевания и состояния ученика; - включаю в урок игровые моменты, приемы соревнования. Один из ведущих принципов педагогической деятельности учителя – это прогнозирование положительного результата. Для достижения позитивного итога работы необходимо глубокое знание предмета и широта кругозора, серьезное уважительное отношение к ученику. Цель применения здоровьесберегающих технологий: - способствовать выздоровлению ученика (обучение + лечение); - способствовать формированию интереса к изучению биологии; - способствовать формированию предметных, общепредметных, межпредметных компетенций; - способствовать формированию потребности вести здоровый образ жизни; - вооружить учащихся багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни; воспитывать в детях культуру здоровья. Чтобы мой труд был результативным, я использую здоровьесберегающие технологии как на уроках, так и во внеклассной работе. Во внеклассной работе это: общешкольные мероприятия (игры, путешествия на тему «Здоровье»); мероприятия в отделении – беседы, игры, оформление стендов, учебного кабинета с использованием медицинских плакатов, буклетов. В урочной деятельности - это отдельные уроки, построенные по здоровьесберегающей технологии. Для того чтобы образование стало нашим детям путевкой в счастливую жизнь, необходимо выпустить их из школы здоровыми. Нужно развивать способности и таланты ребенка, научить его самостоятельности, развить умение найти себя в современной жизни, научить любить себя и окружающий мир, создавать ситуацию успеха на каждом уроке для каждого ученика. Список литературы: Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. М.: «ВАКО», 2004. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. | |
| |
Просмотров: 3922 | Загрузок: 211 | Комментарии: 6 | |
Всего комментариев: 6 | |||||||||||
|