Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
24 Сентября 13, 20:09

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе


Фёдорова Галина Михайловна,
учитель биологии УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования»
г. Сыктывкара Республики Коми

Аннотация: доклад знакомит с использованием здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе

Ключевые слова: технология, здоровьесбережение, приёмы работы.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее важных и сложных задач современной системы образования. В настоящее время только незначительная часть обучающихся являются здоровыми, поэтому воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни приобретает социальную значимость. Взрослые несут ответственность за детей, находящихся под их опекой. Большая часть этой ответственности ложится на школу. И хотя школьники в УКП «РДБ» находятся непродолжительное время, ответственность эта усиливается, так как к нам они попадают уже нездоровыми.

Фундаментальный принцип медицины и педагогики «Не навреди». Медицина занимается болезнями, т. е. лечением. Задача школы при больнице – сохранить и укрепить здоровье школьника, т. е. профилактическая.

Главная цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Задачи здоровьесберегающей технологии:
- формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью;
- формирование системы знаний о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих здоровье;
- раскрытие закономерности развития организма в тесной связи с окружающей средой;
- раскрытие принципов здорового образа жизни;
- формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни;
- усвоение знаний о методах укрепления и сохранения здоровья, путях создания резервов здоровья;
- представление об отрицательном воздействии на организм человека негативных последствий игромании, употребления наркотических и психотропных веществ, о причинах заболеваний и путях возможного выздоровления;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- формирование интереса к биологии как к учебному предмету;
- формирование основ гармоничного, уважительного взаимоотношения между людьми, культуры общения;
- создание ощущения радости, уверенности в себе, в выздоровлении;
- обеспечение комплексного подхода в реализации программы здоровьесбережения во взаимодействии со специалистами социума (медработники, РОВД, МЧС, наркологи и др.).

Выполнение данных задач осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе.

В условиях УКП «РДБ» каждый урок должен быть здоровьесберегающим. Я особо обращаю внимание на то, в каком состоянии пришел ученик на урок, на какую работу он способен, оцениваю его возможности.

Здоровьесбережение на уроках - это:
- развитие познавательного интереса у учащихся;
- смена форм деятельности;
- использование активных методов обучения (поисковый, игровой, исследовательский, диалоговый и др.);
- соблюдение гигиенических условий (освещённость, высота парт, правильное рассаживание учеников с учётом их зрения и слуха, проветривание помещения и др.);
- смена поз во время урока;
- искусство речи, доброжелательный, спокойный тон учителя;
- создание благоприятного психологического климата, положительных эмоций;
- динамические паузы (физкультминутки), зарядка для глаз, для снятия напряжения.

Пребывание на уроках сопровождается ограничением в движениях, что приводит к утомлению, поэтому постоянно провожу работу для снижения утомления:
- не перегружаю учебный материал;
- рационально организую урок;
- применяю индивидуальный подход к детям:
- организую работу на уроке в темпе, который подходит данному ученику; - выбор способа работы;
- учет возрастных особенностей;
- учет особенностей заболевания и состояния ученика;
- включаю в урок игровые моменты, приемы соревнования.

Один из ведущих принципов педагогической деятельности учителя – это прогнозирование положительного результата. Для достижения позитивного итога работы необходимо глубокое знание предмета и широта кругозора, серьезное уважительное отношение к ученику.

Цель применения здоровьесберегающих технологий:
- способствовать выздоровлению ученика (обучение + лечение);
- способствовать формированию интереса к изучению биологии;
- способствовать формированию предметных, общепредметных, межпредметных компетенций;
- способствовать формированию потребности вести здоровый образ жизни;
- вооружить учащихся багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни; воспитывать в детях культуру здоровья.

Чтобы мой труд был результативным, я использую здоровьесберегающие технологии как на уроках, так и во внеклассной работе. Во внеклассной работе это: общешкольные мероприятия (игры, путешествия на тему «Здоровье»); мероприятия в отделении – беседы, игры, оформление стендов, учебного кабинета с использованием медицинских плакатов, буклетов. В урочной деятельности - это отдельные уроки, построенные по здоровьесберегающей технологии.

Для того чтобы образование стало нашим детям путевкой в счастливую жизнь, необходимо выпустить их из школы здоровыми. Нужно развивать способности и таланты ребенка, научить его самостоятельности, развить умение найти себя в современной жизни, научить любить себя и окружающий мир, создавать ситуацию успеха на каждом уроке для каждого ученика.

Список литературы:
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. М.: «ВАКО», 2004.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

Категория: Парад докладов_ I | Добавил: gmfed | Теги: приёмы работы., Технология, здоровьесбережение
Просмотров: 3922 | Загрузок: 211 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 6
6 Sтрекоза   (27 Сентября 13 18:46) [Материал]
Уважаемая Галина Михайловна! Ваше место работы действительно"необычное". На вас лежит "двойная" ответственность за здоровье детей. В лечебном учреждении забота о здоровье ребёнка, конечно, должна стоять на первом месте. В своей работе вы не просто используете отдельные элементы здоровьесберегающей технологии, а выстраиваете целую систему работы. Успехов вам.
Елена Анатольевна

4 20011959   (26 Сентября 13 03:48) [Материал]
Уважаемая Галина Михайловна, Вы не побоялись затронуть одну из самых неоднозначных и трудных тем в современном образовании. Буквально в одном из последних журналов "Завуч" встретилась статья, где автор высказывает свое отношение к здоровьесберегающим технологиям достаточно резко. Ваша позиция и отношение к организации образовательного процесса, в основе которого лежит бережное отношение к здоровью детей, безусловно гуманистична и вызывает уважение. Но, вряд ли стоит школе и педагогам нацеливать свою деятельность на содействие "выздоровлению ученика (обучение + лечение)"; а также за счет использования здоровьесберегающих технологий формировать интерес к изучению того или иного предмета. С уважением Марина Борисовна.

5 gmfed   (26 Сентября 13 06:53) [Материал]
Здравствуйте, Марина Борисовна! Спасибо Вам за комментарий. Я работаю в необычной школе - при Республиканской детской больнице. В своей работе я руководствуюсь принципами лечебной педагогики и стараюсь способствовать выздоровлению своих учеников. Здоровьесбережение является одним из ведущих направлений работы нашего образовательного учреждения. В школе проходят классные часы, внеклассные мероприятия по ЗОЖ. Стараемся через внеклассную работу прививать интерес к учебным предметам. И в школьном курсе биологии есть темы, которые напрямую связаны с проблемой сохранения и укрепления здоровья учащихся. Спасибо Вам за проявленный интерес к докладу. С уважением, Галина Михайловна.

3 gmfed   (25 Сентября 13 19:24) [Материал]
Эльза Даниязовна! Спасибо за внимание к представленному докладу. У меня так и написано: одним из важных моментов здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата, положительных эмоций. Спасибо, что ещё раз обратили внимание на это.

2 ElenaAG   (25 Сентября 13 13:15) [Материал]
Галина Михайловна, согласна с Вами и Эльзой Даниязовной в том, что здоровье - важная составляющая жизни человека. Бережное отношение к нему должно воспитываться с детства. На уроках учащиеся малоподвижны, у них устают глаза, эмоционально многие дети напряжены. Задача учителя - создать такую среду на уроке, чтобы воспитанникам было комфортно работать. В этом случае приходят на помощь здоровьесберегающие технологии, поддерживающие рабочий настрой и эмоциональный фон урока. Здоровья Вам и Вашим воспитанникам. С уважением, Елена Алексеевна.

1 dfcbkzljxrf   (25 Сентября 13 12:38) [Материал]
Уважаемая Галина Михайловна, полностью с Вами согласна: здоровье – основное и истинное достояние человека. К вашему докладу я бы добавила еще следующую мысль: одной из составляющих здоровьесберегающей технологии является обеспечение психологического комфорта, эмоциональная активности детей – это факторы, на которые опирается сохраняющая здоровье ребенка среда, они обеспечивают условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка.Успехов Вам. С уважением, Эльза Даниязовна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]