Донотный период в структуре начального фортепианного обучения дошкольников
23 Сентября 13, 19:57

Донотный период в структуре начального фортепианного обучения дошкольников

Постылякова Л.Н.,
преподаватель «Детской школы искусств «Ренессанс»,
Г. Верхняя Салда, Свердловской области

Аннотация: методика начального фортепианного обучения, основные методы и формы обучения детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: методика, формы обучения, донотный период, фортепиано, дошкольники.

В последнее время возрастает тенденция к снижению возраста детей, начинающих обучаться музыке.в теоретических материалах и методических пособиях по начальному обучению игре на фортепиано выделяется донотный период, где подчеркиваются ведущие функции: развивающие и адаптационные.

Основными задачами этого периода являются:
  • развитие
  • интереса к музыкальным занятиям и обучению игре на фортепиано,
  • способности воспринимать, переживать и понимать произведения музыкального искусства,
  • навыков общения и взаимодействия с окружающими,
  • пробуждение творческих способностей и развитие комплекса музыкальности,
  • накопление музыкально-эстетических впечатлений;
  • стимулирование и развитие потребности в личной активной творческой деятельности.

Важно создание условий для решения адаптационных проблем: снятие эмоционального дискомфорта, установление доверительных отношений между учителем и ребенком, облегчающих овладение первичными игровыми навыками, основами музыкальной грамоты и нотной записи.
Центральным стержнем начального фортепианного обучения музыке на современном этапе становится самостоятельная творческая деятельность детей (Л.А.Баренбойм).

Здесь представлен опыт апробации разработанной автором методики начального фортепианного обучения дошкольников, рассчитанной на первые месяцы занятий. Исходя из положений психологии и педагогики о ведущей роли игры в учебной деятельности дошкольников, были подобраны игры, направленные на формирование всех основных составляющих комплекса музыкальности. В разработанную методику вошли игры, направленные на развитие интонационного и аналитического слуха, метроритмических представлений (Л.А.Баренбойм «Путь к музыке», Л.П.Хереско «Музыкальные картинки» и другие), на организацию игровых движений (для развития тонких дифференцированных движений, координации движений, тонких тактильных ощущений – И.Э.Сафарова «Пальчиковые игры»; упражнения для правильной осанки, для работы крупных мышц –Т.Б.Юдовина-Гальперина «За роялем без слез, или я – детский педагог»), на усвоение элементарных музыкально-теоретических понятий (лото, шарады, загадки) и т. п. (А.Н.Малюков «Пианист – фантазер»).

Широко использовались активное слушание (применяется для развития эмоциональной сферы ребенка; во время слушания ребенок может рисовать, танцевать, свободно двигаться под музыку, после прослушивания идет обсуждение музыкальных средств выразительности, особенностей музыки); подбор по слуху (ребенок должен хорошо знать мелодию наизусть, уметь ее петь без инструмента со словами или на любой слог, предварительно проанализировав мелодию; подбор мелодий ведется от разных нот) и игра с «рук» (педагог проигрывает небольшую попевку, а ученик, глядя на руки педагога, старается сыграть услышанное; перед проигрыванием проводится первичный анализ), творческие формы музицирования (импровизация на инструменте, в том числе в дуэте с педагогом – в частности, используется «озвучивание» сказок - музыкальные характеристики сказочных героев). Метод ансамблевой игры позволяет опереться на принципы методики сотрудничества и создать атмосферу творческого взаимодействия. Игра в дуэте с учеником позволяла значительно обогащать его образно-слуховые и метроритмические представления, создавать ситуации успеха и формировать положительную мотивацию к обучению (А.А.Коновалов «ДоНОтыши», Е.В.Туркина «Котенок на клавишах», и другие).

Методика рассчитана на первый год обучения, была апробирована с детьми подготовительной группы МАОУ ДОД ДШИ. Проведенная опытная работа подтвердила педагогический потенциал донотного периода в фортепианном обучении дошкольников, обнаружилась положительная значительная динамика музыкального развития дошкольников и зафиксировано их успешное вхождение в учебную деятельность.

Список литературы:
1. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой / А. Д. Артоболевская – 3-е изд. – М.: Советский композитор, 1987. – 102с.
2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста /Б.Милич. – М.: Кифара,2002. – 182с.

Категория: Парад докладов_ I | Добавил: lpostilyakova | Теги: дошкольники, Донотный период, формы обучения, методика, фортепиано
Просмотров: 10097 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 1
1 20011959   (26 Сентября 13 17:21) [Материал]
Уважаемая Постылякова Л.Н., Вы грамотно подчеркнули значимость данного периода в образовательном процессе юных музыкантов, выделили характерные особенности детей дошкольного возраста, а также обозначили наиболее эффективные методы и приемы. Желаю дальнейших творческих успехов Вам и Вашим ученикам.
Марина Борисовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]