О личностном развитии музыкально одаренных детей
20 Сентября 13, 03:15 | |
О личностном развитии музыкально одаренных детей Осипова Марина Борисовна, директор, преподаватель по классу баяна и аккордеона, МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Нижняя Салда Аннотация: В докладе представлены некоторые аспекты из опыта работы с одаренными детьми Ключевые слова: одаренность, личностное и художественное развитие ученика, образовательная среда, мотивация, взаимодействие. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных учащихся, а формирование новой педагогической практики нацелено на перестройку профессиональных и ценностных установок педагога, его отношения к ребенку, к процессу и результатам своей деятельности. В ходе анализа существующей практики общего и специального музыкального образования Б.Д. Критский, В.Г. Ражников, Л.В. Школяр, Г.М. Цыпин и др. отмечают отсутствие четкого и ясного понимания особенностей личностного и художественного развития ученика, единого подхода к воздействию на его личность, и подчеркивают, что направленность на формирование профессионально-исполнительских качеств юного музыканта не гарантирует этого. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности детской школы искусств (далее ДШИ) выделено создание условий для развития духовно-нравственных основ и индивидуальности одаренного ребенка, обеспечение широкой общеобразовательной подготовки, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях музыкального искусства в соответствии с его потребностями, интересами и склонностями. Именно создание комфортной, развивающей социокультурной образовательной среды (идеи Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого. В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко и А.Я. Данилюк), включающей теоретико-методологические, программно-методические, психолого-педагогические, технологические, материально-технические и организационно-управленческие условия, позволит в полной мере обеспечить развитие каждого музыкально одаренного ученика на фоне становления и проявления его личной музыкальной культуры. Учитывая выводы психологов о том, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта и на 70-80 % от мотивов (В.И. Мясищев), происходит переход от педагогики мероприятий к педагогике мотивов как энергетическому фундаменту педагогического воздействия. Мотивация находит выражение в общем отношении ученика к музыкальному искусству и обучению, а так же непосредственно в процессе деятельности (учебной, исполнительской, познавательной и т.п.) через проявление активности и интереса - зеркального отражения увлеченности и энтузиазма педагога (иначе воспитать у ученика внутреннюю мотивацию и познавательный интерес практически невозможно). Формирование учебной мотивации складывается из трех направлений работы: повышение мотивационного потенциала самого процесса обучения, раскрытие потенций личности (и преподавателя и ученика) с учетом закономерностей и особенностей развития средствами музыкального искусства, а также создание условий для ее успешного формирования при умелом управлении данным процессом. Каждый ребенок – целый неизведанный и неповторимый мир, полный загадок и открытий. Умение дружески и доброжелательно поддержать его музыкальные и творческие проявления, предоставив возможность самовыражения и самореализации на разных уровнях (концерты, фестивали и конкурсы от классного до международного) или в различных сферах деятельности, включая раскрытие творческого потенциала личности, выраженное в возможности высказывания своего мнения и умозаключений о содержании музыкальных произведений в процессе работы над художественным образом – необходимое условие успеха и результата педагогического процесса. Диалог как способ обучения и общения обладает большим развивающим потенциалом, весьма перспективен в решении многих профессиональных вопросов и является одним из условий гуманистической направленности дифференцированного обучения в ДШИ. Существует мнение, что судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций образовательного учреждения и жизненных амбиций родителей. Если прав Сократ, утверждавший, что нельзя научить, можно только научиться у того, кого ты любишь, то огромная роль в работе с одаренными детьми отводится личности педагога-профессионала. Но и особенности работы с одаренными детьми диктуют определенные требования (Н.И. Ильичева). Даже организацию образовательного процесса в ДШИ можно представить как ступени творческой деятельности: творческий импульс (личностно мотивированное вовлечение ученика в работу), творческая среда, где успешность деятельности определяется уровнем кооперации и сотрудничества в решении творческих задач, а результат получается социально и практически значимым, и творческий марафон (система творческих конкурсов), предоставляющий школьникам возможность максимального раскрытия своего потенциала и публичного показа достигнутого результата. Содержание образования – важнейшая составляющая образовательной системы, поэтому планомерно создаются условия по дифференциации содержания образования с предоставлением широких и гибких возможностей построения музыкально одаренным школьникам индивидуальных образовательных маршрутов. Подчеркнем важность использования (разработки) программ, развивающих не какие-то определенные грани или функции одаренности, отдельные способности или задатки, а личность ребенка – носителя этой одаренности [1]. Подводя итог, подчеркнем, что предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития музыкально одаренных детей в условиях ДШИ. Поиски эффективных моделей и технологий работы с одаренными детьми продолжаются, и модель обучения одаренных детей сегодня может в ближайшее время стать моделью обучения всех школьников. Используемая литература 1. Кулемзина, А. Отношения: одаренный ребенок - образовательная система [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=392 | |
| |
Просмотров: 5810 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 4 | |||||||||
|