О личностном развитии музыкально одаренных детей
20 Сентября 13, 03:15

О личностном развитии музыкально одаренных детей


Осипова Марина Борисовна,
директор, преподаватель по классу баяна и аккордеона,
МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Нижняя Салда

Аннотация: В докладе представлены некоторые аспекты из опыта работы с одаренными детьми

Ключевые слова: одаренность, личностное и художественное развитие ученика, образовательная среда, мотивация, взаимодействие.

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных учащихся, а формирование новой педагогической практики нацелено на перестройку профессиональных и ценностных установок педагога, его отношения к ребенку, к процессу и результатам своей деятельности.

В ходе анализа существующей практики общего и специального музыкального образования Б.Д. Критский, В.Г. Ражников, Л.В. Школяр, Г.М. Цыпин и др. отмечают отсутствие четкого и ясного понимания особенностей личностного и художественного развития ученика, единого подхода к воздействию на его личность, и подчеркивают, что направленность на формирование профессионально-исполнительских качеств юного музыканта не гарантирует этого. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности детской школы искусств (далее ДШИ) выделено создание условий для развития духовно-нравственных основ и индивидуальности одаренного ребенка, обеспечение широкой общеобразовательной подготовки, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях музыкального искусства в соответствии с его потребностями, интересами и склонностями.

Именно создание комфортной, развивающей социокультурной образовательной среды (идеи Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого. В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко и А.Я. Данилюк), включающей теоретико-методологические, программно-методические, психолого-педагогические, технологические, материально-технические и организационно-управленческие условия, позволит в полной мере обеспечить развитие каждого музыкально одаренного ученика на фоне становления и проявления его личной музыкальной культуры.

Учитывая выводы психологов о том, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта и на 70-80 % от мотивов (В.И. Мясищев), происходит переход от педагогики мероприятий к педагогике мотивов как энергетическому фундаменту педагогического воздействия. Мотивация находит выражение в общем отношении ученика к музыкальному искусству и обучению, а так же непосредственно в процессе деятельности (учебной, исполнительской, познавательной и т.п.) через проявление активности и интереса - зеркального отражения увлеченности и энтузиазма педагога (иначе воспитать у ученика внутреннюю мотивацию и познавательный интерес практически невозможно).

Формирование учебной мотивации складывается из трех направлений работы: повышение мотивационного потенциала самого процесса обучения, раскрытие потенций личности (и преподавателя и ученика) с учетом закономерностей и особенностей развития средствами музыкального искусства, а также создание условий для ее успешного формирования при умелом управлении данным процессом.

Каждый ребенок – целый неизведанный и неповторимый мир, полный загадок и открытий. Умение дружески и доброжелательно поддержать его музыкальные и творческие проявления, предоставив возможность самовыражения и самореализации на разных уровнях (концерты, фестивали и конкурсы от классного до международного) или в различных сферах деятельности, включая раскрытие творческого потенциала личности, выраженное в возможности высказывания своего мнения и умозаключений о содержании музыкальных произведений в процессе работы над художественным образом – необходимое условие успеха и результата педагогического процесса. Диалог как способ обучения и общения обладает большим развивающим потенциалом, весьма перспективен в решении многих профессиональных вопросов и является одним из условий гуманистической направленности дифференцированного обучения в ДШИ.

Существует мнение, что судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций образовательного учреждения и жизненных амбиций родителей. Если прав Сократ, утверждавший, что нельзя научить, можно только научиться у того, кого ты любишь, то огромная роль в работе с одаренными детьми отводится личности педагога-профессионала. Но и особенности работы с одаренными детьми диктуют определенные требования (Н.И. Ильичева).

Даже организацию образовательного процесса в ДШИ можно представить как ступени творческой деятельности: творческий импульс (личностно мотивированное вовлечение ученика в работу), творческая среда, где успешность деятельности определяется уровнем кооперации и сотрудничества в решении творческих задач, а результат получается социально и практически значимым, и творческий марафон (система творческих конкурсов), предоставляющий школьникам возможность максимального раскрытия своего потенциала и публичного показа достигнутого результата.

Содержание образования – важнейшая составляющая образовательной системы, поэтому планомерно создаются условия по дифференциации содержания образования с предоставлением широких и гибких возможностей построения музыкально одаренным школьникам индивидуальных образовательных маршрутов. Подчеркнем важность использования (разработки) программ, развивающих не какие-то определенные грани или функции одаренности, отдельные способности или задатки, а личность ребенка – носителя этой одаренности [1].

Подводя итог, подчеркнем, что предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития музыкально одаренных детей в условиях ДШИ. Поиски эффективных моделей и технологий работы с одаренными детьми продолжаются, и модель обучения одаренных детей сегодня может в ближайшее время стать моделью обучения всех школьников.

Используемая литература

1. Кулемзина, А. Отношения: одаренный ребенок - образовательная система [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=392

Категория: Парад докладов_ I | Добавил: 20011959 | Теги: взаимодействие., образовательная среда, мотивация, личностное и художественное развити, одаренность
Просмотров: 5810 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.0/4
Всего комментариев: 4
4 20011959   (27 Сентября 13 20:06) [Материал]
Уважаемые коллеги! Спасибо за Ваши отклики. Учитывая серьезные ограничения объема текста, в данном докладе представлены тезисы, лишь обозначающие основные моменты (акценты) работы с одаренными детьми. Я полностью согласна с высказанными замечаниями. Действительно у нас разработана модель, включающая 4 больших тематических блока, 5 критериев и 10 показателей, пронизывающих всю систему работы с данной категорией детей. Особо выделены наиболее значимые организационно-педагогические условия, обеспечивающие качественную реализацию модели.
С признательностью Осипова М.Б.

3 elen5499   (23 Сентября 13 14:39) [Материал]
Хотелось бы c моделью обучения одаренных детей на практике.

2 ElenaAG   (20 Сентября 13 12:40) [Материал]
Марина Борисовна, в своём выступлении Вы затронули одну из актуальных тем современной педагогики – организацию работы с одарёнными детьми. Эта проблема нашла своё отражение в Законе об образовании, который вступил в силу 1 сентября 2013 года. К сожалению, Вы раскрываете только теоретический аспект данной проблемы, не приводите примеров, как строится работа с одарёнными детьми в Вашей школе искусств. Хотелось бы познакомиться с моделью и технологией обучения, которые, несомненно, сложились в вашем учреждении. Согласна с Эльзой Даниязовной – работа с одарёнными детьми требует и одарённых, творчески мыслящих, а главное – творчески работающих педагогов. Успехов Вам в раскрытии молодых дарований, творческих находок и воплощении всех замыслов в жизнь. С уважением, Елена Алексеевна.

1 dfcbkzljxrf   (20 Сентября 13 12:08) [Материал]
Уважаемая Марина Борисовна, из Вашего доклада я бы выделила 2 основных аспекта, с которыми я совершенно солидарна:
- мотивация ведет ребенка вперед,
- если ребенок полюбил педагога - он научится у него всему.
Есть у меня еще один взгляд на работу с одаренными: одаренному ребенку нужен одаренный и увлеченный педагог. Доклад получился чисто теоретический. Интересно было бы познакомится с практической стороной работы увлеченного и одаренного педагога: находками, "изюминками". С уважением Эльза Даниязовна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]