Потенциал технологии творческого развития А.З.Рахимова в реализации нового образовательного стандарта
16 Сентября 13, 19:20 | |||
Бадгиева Эльза Даниязовна, учитель татарского языка и литературы МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением отдельных предметов», Республика Татарстан, г. Нижнекамск Потенциал технологии творческого развития А.З.Рахимова в реализации нового образовательного стандарта.Аннотация: В докладе описаны теоретические основы технологии творческого развития А.З.Рахимова, как потенциал реализации ФГОС. Презентация содержит фото, схемы и таблицы, необходимые для визуального представления направления работы. Ключевые слова: ФГОС, образовательная технология, технология творческого развития, деятельностный подход. Основная часть: В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который способствует формированию личности, умеющей учиться, осознающей важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике. Этот же подход лежит в основе технологии творческого развития А.З. Рахимова. Я, учитель татарского языка и литературы, работаю по технологии творческого развития шестой год. Отличительной чертой технологии является субъект-субъектные отношения между учителем и учениками, отказ от монолога учителя, моделирование теоретических знаний, коллективное решение учебной задачи и введение обязательной самооценки знаний на каждом уроке. Мои ученики сидят группами (слайды № 2) и основная работа организована через взаимообучение, методом совместно-групповой учебной деятельности. В группе создается «лептонное поле» (психологический термин) - это общение на уровне мысли. И, действительно, дети становятся одним целым. Если один не знает, его знания компенсирует другой. Один из группы начинает мысль – второй поддерживает и продолжает ее. Совместная работа продвигается быстрее. В каждой группе есть помощник учителя. Должность эта переходящая, в зависимости от скорости и правильности выполнения заданий. Я проверяю качество выполнения заданий и затем перепоручаю проверить других. Помощники проверяют устные и письменные задания в группе. Инновационный урок, построенный на основе технологии, существенно отличается от обычной методики. Урок, построенный по технологии творческого развития, состоит из трех этапов, каждый из которых состоит из четырех компонентов (слайд №3). I. Ориентировочно-мотивационный этап (10 мин.) 1. Проверка творческого домашнего задания. Обычно домашнее задается в трех вариантах. Первый вариант: обязательное для выполнения на усвоение программного материала. Второй: полутворческое применение усвоенных способов (не обязательное). Третий вариант: чисто творческое (выполняется по желанию). 2. Выравнивание знаний. Этот этап гарантирует усвоение учебного материала всеми участниками учебного процесса и постановку в равные стартовые позиции перед усвоением следующего материала. Этот этап снимает постоянный страх, стресс, неуверенность детей. 3. Постановка учебной задачи через хорошо продуманную цепочку проблемных вопросов. Последний вопрос ставит учащихся в тупик – возникает учебная задача. Таким образом тема урока не дается учителем в готовом виде, а формулируется учащимися самостоятельно. 4. Самооценка, которая заряжает детей на дальнейшую творческую работу. II. Операционно-исполнительский этап (30 мин.). На этом этапе урока задача учителя-технолога умело расчленить решение учебной задачи на мелкие операции. Здесь реализуется три принципа программированного обучения: не усвоив один шаг, нельзя переходить к следующему; немедленная проверка через групповую работу; оперативная самооценка. Отличительной чертой является графическое моделирование теоретического материала, которое является опорным во время ответа учащихся. III. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.). На этом этапе дети отвечают на вопросы: чему научились, как научились, для чего научились. На основе промежуточных пошаговых оценок самостоятельно выводится итоговая оценка. Таким образом, технология творческого развития обеспечивает деятельностный подход, сотрудничество всех участников учебного процесса и способствует становлению психического и психологического здоровья учащихся. Тем самым способствует решение основных задач ФГОС. Список литературы (слайд №4): 1. Рахимов А.З. Педагогический психоанализ: методическое пособие / А.З. Рахимов. Уфа: ООО "Полиграфдизайн”, 2008. - 172 с. 2. Фотографии из личного архива. | |||
| |||
Просмотров: 5601 | Загрузок: 205 | Комментарии: 8 | |
Всего комментариев: 8 | |||||||||||||
|