Воспитание ответственного отношения к окружающей среде у младших школьников
31 Мая 19, 02:20 | |
Царенко Галина Евгеньевна,
учитель начальных классов, МКОУ «Октябрьская СОШ №1» п.Октябрьский Волгоградская область Воспитание ответственного отношения к окружающей среде у младших школьников.Аннотация: В статье рассказывается о различных формах работы для воспитания бережного отношения к природе.
Ключевые слова: экологическое воспитание, охрана окружающей среды Благополучие человека зависит в том числе и от правильного и дружного сосуществования человека с природой К норме поведения людей относится и бережное отношение к природе. Необходимо заставить ребёнка задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля цвела и становилась краше и богаче, внушить ему с детских лет, что любить природу – значит творить добро. 2013 год – был объявлен Годом охраны окружающей среды. Мы решили не оставаться в стороне и всё работу направить именно по этому направлению. В развитии ответственного отношения к природе, формировании нравственной мотивации ребёнка важное значение имеет весь процесс обучения. Любой школьный предмет вносит свою лепту в формирование экологической культуры школьников. В поисках действенных форм и методов осуществления экологического образования младших школьников можно применять учебные задания различных видов. Для воспитания бережного отношения к природе в нашей школе используются различные формы работы : - познавательные (классные часы, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы» на экологическую тему) - конкурсные (конкурсы рисунков, плакатов «Береги свою планету», фотоколлекции «По любимым местам природы», поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь вещей» и др.); - игровые (экологические викторины, игры, спектакли); - поисково-исследовательские (экологическое исследование «Мусор в лесу», «Снег у дороги», циклы наблюдений за растениями); - продуктивные (организуется работа по озеленению школьных клумб,) В рамках экологических месячников проводятся различные мероприятия. Несколько раз в год все учащиеся и работники школы принимают участие в акции , в ходе которой производится уборка мусора в главном парке нашего посёлка «Зелёный остров». Так же постоянно благоустраиваем школьную территорию и прилегающих участков. На уроках технологии и во внеурочное время, для участия в природоохранных акциях, учащиеся изготавливают скворечники, а зимой вывешивают кормушки. Экологическое воспитание - это не только природоохранные мероприятия, дети должны знать природу, её законы. Традиционно работает кружок внеурочной деятельности: «Земля – наш общий дом». Ребята вспоминают и изучают жителей нашей Земли , делают рисунки. В процессе реализации программы кружка, ученики знакомятся со всеми обитателями этого «дома», знакомятся с их особенностями, привычками, потребностями. Знакомятся с правилами поведения в «доме», учатся, как правильно себя вести, чтобы не навредить его жителям. В программу включены экологические сказки А.Лопатиной и М.Скребцовой, рассказы о природе и животных, которые всегда встречают искренний интерес у детей. Современные дети очень хорошо ориентируются в море информации, которое нам предоставляет Интернет. Нашу жизнь невозможно представить без Интернета и компьютера. Интернет – это огромный мир информации, общения, обмена опытом. Это возможность узнать много нового в той области знания, которая вас интересует. С помощью Интернета мы получаем письма и книги, справочники и словари, обучающие программы в электронном виде. Ученики с большим удовольствием пользуются услугами Интернета и для подготовки выступлений, при создании слайд-шоу и презентаций, в проектной деятельности с целью сбора нужной информации. Умеют пользоваться поисковыми системами. Учитель должен правильно организовать поиск и отбор нужной информации. Особенно можно выделить дистанционные олимпиады, викторины, телеконференции, которых можно использовать во внеурочной деятельности. Благодаря сети Интернет у нас появилась возможность принимать участия в различных проектах, дистанционных олимпиадах. Постараюсь рассказать о некоторых из них. На протяжении ряда лет, я принимаю участие со своими учениками во Всероссийском дистанционном марафоне «Экологическая азбука», где ребята проверяли свои знания по экологии. Ребята с большим удовольствием принимают активное участие в сетевых проектах. Именно эта форма работы позволяет решать сразу несколько образовательных и воспитательных задач. Во время проведения проекта можно наблюдать все вышеперечисленные формы работы. Сетевой учебный проект «Свет наш, Солнышко, скажи!» http://www.nachalka.com/solnyshko посвящен одному из главных предметов неживой природы, ребенок узнаёт этот объект раньше всего, он его радует и восхищает, это Солнце. Когда дети участвовали в проекте, они с большим удовольствием проследили путь Солнца по небосводу, а так же сделали природные часы и научились ими пользоваться; опытным путем определили, почему день сменяется ночью и почему летом теплее, чем зимой; выясняли, где на Земле теплее и почему; путем наблюдений, исследований, экспериментов нашли ответы на вопросы: - Куда прячется Солнце? - Как происходит смена дня и ночи? - Где на Земле теплее? Уже с начала этого учебного года ребята с большим удовольствиум включились в новый сетевой учебный проект "Тайге быть! - 2”. https://sites.google.com/site/tajgebyt2/ Он посвящён изучению значения дуба в сообществе тайги. Данный проект организован для развития социально-коммуникативных навыков учащихся, а так же развития комплекса Универсальных Учебных Действий учеников начальной школы. Согласно новым и современным требованиям, данный проект предполагает внедрение образовательных технологий деятельностного типа и применение школьниками навыков владения ИКТ. Проект направлен на приобретение новых знаний о дубе и его роли в жизни окружающей природы. Участвуя в проекте, дети: ● проследят за изменениями в жизни деревьев с наступлением осени; ● научатся проводить исследование; ● выяснят "Почему дубраву называют священной рощей”; ● сами посадят деревья и привлекут к этому общественность. Координаторы команд приобретут опыт работы с группой ребят, научатся следить и отмечать активность детей, их индивидуальный рост. Сами приобретут навыки работы с интернет-сервисами. В настоящее время в мире сложилась крайне тревожная экологическая ситуация, которая выдвигает новые задачи в области экологического образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Время требует– непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. Перед начальной школой стоит задача –с первых шагов общения детей с окружающим миром заложить основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения. Литература: 1.Плешаков А.А. Экология для младших школьников. –М.,1995 2.Климцова Т.А. Экология в начальной школе./Из опыта/ -«Начальная школа».-2000.№6 | |
| |
Просмотров: 4640 | Загрузок: 197 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 5 | ||||||||||
|